От Москвы до Кассиопеи

Часть I


В эти холодные ноябрьские дни ровно 45 лет назад экипаж советских космонавтов на высокотехнологичном космическом корабле с мощнейшей аннигиляционной двигательной силовой установкой достиг звезды Шедар – Альфы созвездия Кассиопеи... Семеро космонавтов, каждому из которых было всего... 14 лет.

Главному конструктору этого легендарного проекта, рискнувшему отправить в немыслимые и невиданные для отечественного и зарубежного кинематографа дали Вселенной своих героев для спасения инопланетной цивилизации – режиссёру Ричарду Викторову (см. фото на заставке-иллюстрации справа) 7 ноября исполнилось 90 лет.

Предлагаю сегодня всем нам – читательскому экипажу «Синескопа» также отправиться в исследовательскую экспедицию вместе с семёркой юных космонавтов, за 70 парсек, к Альфе Кассиопеи, к одной из её обитаемых планет, откуда поступил сигнал бедствия. ...Поехали!

Звёздные мечтатели
Беспрецедентное путешествие отважных отроков через глубины Вселенной стало великой кинолегендой для целого поколения юных мечтателей середины 1970-х годов – тех, коим ныне за 45-55 лет. С гагаринского старта минуло едва десятилетие, но мы были твёрдо уверены – ещё чуть-чуть и до звёзд будет рукой подать. То была великая советская космическая мечта. Среди творивших её учёных, инженеров, космонавтов был Ричард Николаевич Викторов, режиссёр, романтик и его удивительный звёздный, техно-революционный проект – культовая картина-дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Предстартовая подготовка этой знаменитой космической киноистории началась ещё в 1970 году.

Задача – покорение кинокосмоса
В минувшие 1960-е отечественный кинематограф переживал не самую худшую пору: приключения, мелодрамы, комедии, детективы, фильмы о войне, великолепная мультипликация. Отменные кассовые сборы. Однако бдительные чиновники Госкино почувствовали некоторое беспокойство. Особенно после 1968 года. На экраны Старого и Нового света вышла эпохальная «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, поразившая зрителя сверхреальными комбинированными «космическими» съёмками и эпическим размахом. Надо заметить, все эти космические корабли, орбитальные станции, эффекты с плавающими в состоянии невесомости астронавтами были разработаны и сняты ещё за 11 лет до «Одиссеи» советским режиссёром Павлом Клушанцевым в фильме «Дорога к звёздам» (1957). Тем не менее, картина Кубрика стала новаторской, показав, что возврата к деревянно-картонным космическим кораблям и бутафорским иным мирам уже нет.

«Одиссея» всколыхнула мировой зрительский интерес к фантастике. Кинематограф первого в мире космического государства просто не имел права отмахнуться от факта, что Запад собирается обойти СССР в космической киногонке. Госкино потребовало от студии имени Горького в самые сжатые сроки запустить какой-либо фантастический проект. Любой! Желательно приключенческий, рассчитанный на подростковую аудиторию, поскольку та представляла собой будущих строителей космической сверхдержавы, а также приносила самую ощутимую финансовую прибыль.

Сценарий и «полка»: полёт невыполним!
За литературный сценарий взялись известные драматурги Авенир Зак и Исай Кузнецов (см. фото), за плечами которых был уже ряд картин, среди которых комедия «Пропало лето» (1966) и приключенческая лента «Достояние республики» (1971). В то время они, как и многие писатели, увлекались фантастикой, но всё же прекрасно понимали, что сделать полностью серьёзное произведение не смогут, а вот устроить что-то более лёгкое, весёлое, ироничное, абсурдное, где-то авантюрное – вполне реально. И «космический» тандем «улетел» в просторы фантазии.

Сюжет будущего советского культового кинохита «Москва-Кассиопея» пересказывать бессмысленно, поскольку он известен едва ли не каждому читающему эти строки. Написание сценария, по признанию Исая Кузнецова, было весёлой работой, и они её делали с удовольствием. Литературная версия получила вторую премию на конкурсе сценариев, проводимом министерством кинематографии, но всё же осталась лежать «на полке». Причина? Все режиссёры студии им. Горького, а потом и «Мосфильма» правдами и неправдами открещивались от «Кассиопеи», поскольку считали её жутко дорогой и абсолютно... невыполнимой.

«Вселенский» командир
Мало кто верил, что в нашей стране вообще способны достойно воплотить в жизнь столь невероятный замысел Зака и Кузнецова. В конце концов, оправдать высокое партийное доверие и «облететь» Запад в кинокосмосе взялся уже вполне известный режиссёр Ричард Николаевич Викторов («Третья ракета», 1963, «Переходный возраст», 1968), давно мечтавший заняться фантастикой. Тем более кино-космическому проекту выделили по тем временам такую же совершенно «космическую», сумасшедшую, сумму 1,5 миллиона рублей (старых, настоящих!). Правда, в результате экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч (но и этого хватило с избытком).

Для справки: производство среднебюджетного полнометражного художественного фильма в СССР составляло 300-350 тысяч рублей.

Тачанки в космосе
Прежде всего Викторов схватился «не на жизнь, а на смерть» со сценаристами. Несмотря на свою оригинальность и большое количество «плюсов» сценарий был просто забит идеологическим мусором. Например, по изначальной задумке авторов прилетевшие на выручку братьям по разуму ребята должны были ездить по чужому миру чуть ли не на тачанке и «мочить» роботов, захвативших планету Альфа (ставшую затем в режиссёрской версии сценария Варианой). Видимо, сценаристы подсознательно заимствовали противостояние белых и красных, как в Гражданской войне начала 1920-х годов: «белыми», понятное дело, были роботы и прочая агрессивная инопланетная машинерия, «красными» – наши ребята и дружественные аборигены. (Через несколько лет Лукас в своих «Звёздных войнах» пошёл примерно по тому же пути).

Инициатором «идеологии», как ни странно, хотя и единожды, выступил сам режиссёр. Ричард Николаевич потребовал, чтобы в фильме был эпизод, когда ребята-космонавты перед полётом приезжают на «Чайке» на Красную площадь и отдают пионерский салют. Кстати, в реальности подобный «обряд» действительно совершали перед полётом все советские космонавты (по крайней мере до начала 1980-х годов). Только вместо пионерского салюта взрослые «салютовали» по-военному. Зак и Кузнецов расскандалились с Викторовым, говоря, что эта сцена будет слишком пафосной, фальшивой и не будет укладываться в стилистику фильма. Режиссёр всё же настоял. Впоследствии именно этот эпизод помог при сдаче картины пройти многие идеологические рогатки.

Жестокая и хищная Вариана
Сцены захвата биотехническими роботами пришлось убрать полностью, поскольку они показались слишком кровавыми и жестокими.

В режиссёрской версии присутствовал и животный мир Варианы, причём, не только детёныши «стрекозоидов» в виде загадочных двигающихся белых пузырей, но и опасные местные хищники – бедланги. Стрекозоиды во второй части «Кассиопеи» остались, бедлангов пришлось убрать по причине слишком сложных, невероятно изощрённых конструкций кукол-манекенов…
Примерно в это же время главный художник группы Константин Загорский приступил к созданию рисунков-эскизов к будущему фильму. Одними из первых, помимо роботов-вершителей и исполнителей, появились пейзажи планеты Вариана (см. иллюстрацию).

«ЗАЛП» во вселенную?
Любопытно, что самый знаменитый в советской космической кинофантастике звездолёт, на котором юные космонавты отправились к далёкой планете, в первоначальной версии назывался «ЗАЛП» (аббревиатура Звездолёт Аннигиляционный, Прямоточный, Ядерный). Справедливо посчитав, что название несколько агрессивно, Викторов предложил более романтическое и продвинутое – «ЗАРЯ» (Звездолёт Аннигиляционный, Релятивистский, Ядерный).

Москва – и… не Кассиопея…
Консультанты фильма – астрономы начали настоятельно предлагать Викторову поменять название фильма. Оказалось дело в том, что до Альфы Кассиопеи, по расчётам учёных, звездолёту потребовалось бы лететь не 25-27 лет, как в сценарии, а все... триста! Была предложена звезда Тау созвездия Кита, где научно предполагалась планетарная система с возможной разумной жизнью. Тем более лететь до неё «всего» четыре года. Фильму собрались дать название «Тау Кита, или Отроки во вселенной». Сюжет картины из-за короткого расстояния до звезды грозил вообще развалиться. И режиссёр настоял на Кассиопее…

Незадолго до одиннадцатой годовщины полёта Юрия Гагарина, 21 марта 1972 года проект «Москва-Кассиопея» был полностью утверждён Госкино и запущен в производство.

...Запад встревожен – русские строят суперзвездолёт. Викторов – космический преступник?! Когда Спилберг в восторге. «Заря» – зависть космонавтов. «Пацаны, в космос не хотите?» – как набирался экипаж звездолётчиков. Старт! «Заря» – мусор – «Заря»: когда кончается воздух. Десант на Вариану: «Я едва не сгорел при посадке» …Об этом во второй части программы нашей исследовательской экспедиции знаменитого советского кинополёта от Москвы до самой Кассиопеи.

Часть II
Часть III

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№48 (1564) // 27.11.2019 г.



Вернуться на главную страницy

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).