И за кордоном всё то ж...

Среднее образование переживает сложные времена не только в России


Отношения «ученик – учитель», как и «воспитанник – воспитатель», затруднительны не только у нас, в России. В прошлом году читатель «ЧО» познакомился с положением учителя за рубежом. В продолжение темы поинтересуемся, какие есть проблемы в школах соседних Китая и Японии. 

Китайские «киты»
Предлагаю перевод с китайского языка статьи «Почему всё труднее учить современных школьников?». По мнению китайцев, происходит это по трём основным причинам.

1. Влияние нездоровых тенденций современного общества. Многие люди стремятся только к наживе, и школьники не являются исключением. Большинству из них чужды такие понятия, как дружба и взаимопомощь. Погоня за выгодой делает из детей эгоистов.

Телевидение и Интернет приносят большую пользу, но вместе с тем, оказывают отрицательное влияние на подростков. Школьники слишком много времени проводят у телевизора, увлекаясь просмотром различных программ. Компьютер они используют чаще всего для игр, а не для учёбы. В результате этого у детей пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

2. Недостатки семейного воспитания. Родители являются для ребёнка первыми учителями, а все их слова и поступки – примером для подражания. Можно сказать, семья играет решающую роль в воспитании детей. На некоторых учащихся сказываются недостатки семейного воспитания. Многие родители уезжают на заработки, оставляя своих детей под присмотром дедушек и бабушек. Фактически такие подростки предоставлены себе и поэтому легко поддаются влиянию улицы.

В одних семьях дети лишены родительской заботы и элементарного уюта. Их родители, озабоченные добыванием хлеба насущного, совершенно на занимаются своими детьми. Всё воспитание сводится к ругани и подзатыльникам. В такой обстановке подростки становятся настоящими «волчатами». В других семьях ситуация с точностью наоборот: в результате государственной политики планирования семьи в стране преобладают семьи с одним ребёнком, который, естественно, растёт в тепличных условиях.

Немало проблем доставляет низкий культурный уровень родителей, особенно в сельской местности. Дети с малых лет уже играют в карты, грубят, сквернословят, для них учитель – не авторитет. Немало и таких родителей, которые устраняются от воспитания детей и совершенно убеждены в том, что именно школьный учитель обязан и учить и воспитывать их чад.



3. Недостатки учебно-воспитательного процесса в школе. В последнее время в школе обращают внимание в основном на успеваемость учеников и не придают должного значения нравственному воспитанию. Эта задача возложена только на одного классного руководителя. Однако один в поле не воин. В школах практикуются многочисленные формальные отчёты вышестоящему начальству по учебной и воспитательной работе, а фактически сам процесс нравственного воспитания сведён к минимуму. Необходимо вернуться к истокам педагогического мастерства.

И всего сказанного можно сделать следующие выводы: в настоящее время и ученики и учителя перегружены учебными программами; педагогам, тем не менее, нужно терпеливо заниматься воспитательной работой среди учащихся.

Некогда учить!
Японская «Учительская газета» провела опрос среди учителей средних школ Японии по теме «Ваше мнение о работе школьного учителя». Обобщённый результат опроса таков. Многие учителя говорят о том, что им часто приходится работать сверхурочно, потому как они допоздна занимаются со своими учениками, а иногда приходят в школу и в выходные дни. Слишком широкий круг обязанностей не позволяет учителю сосредоточиться на основной работе. Нет возможности для реализации принципа индивидуального подхода в обучении школьников. По этой причине учебный процесс превращается в обычную рутину.

Учителя старшего поколения чувствуют истинное удовлетворение только когда проводят занятие по любимому предмету, а любая внешкольная работа только сковывает у них инициативу. Излишнее администрирование и многочисленные внеклассные мероприятия вредят делу. Учитель должен консультировать учеников по своей специальности, а непосильные нагрузки отвлекают от основной деятельности.

Итак, несмотря на различия в экономическом, политическом и социально-культурном аспектах, в школьных проблемах у России, Китая и Японии много общего. Педагоги какой из трёх стран сумеют переломить ситуацию?

Все материалы рубрики "Темы"

 


Сергей Акулов
переводчик

«Читинское обозрение»
№3 (1383) // 20.01.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).