На равных

Нормы доступной среды и правила этикета при общении с инвалидами – что нам надо об этом знать


Категории инвалидности могут быть разные, и в общении с инвалидами-колясочниками, слабовидящими людьми или плохослышащими есть свои нюансы. Разнятся и условия, которые позволяют инвалидам жить полноценной жизнью. Обо всём этом говорили на семинаре «Доступная среда – доступная услуга» 6 октября в министерстве труда и социальной защиты населения края.

Признаки доступной среды
О создании доступной среды для инвалидов рассказал Сергей Петров, заместитель председателя региональной организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ).

В Чите с доступной средой не всё в порядке. Часто можно видеть пандусы, которые должны быть у бордюров на проезжей части. Зачастую это просто куча асфальта, который кое-как разровняли. Пандусом назвать сложно, а переломаться человеку можно в считанные минуты. Сергей Александрович посоветовал строителям при установке бордюрного камня просто делать пропуск, чтобы не лепить потом «пандус».

Пандусы, которые ведут инвалидов в здания, должны быть оборудованы перилами и иметь разный уровень: для тех, кто идёт сам, на костылях, ходунках, с тростью и для колясочников. Поручень при этом не должен прерываться.

Двери должны свободно пропускать инвалидную коляску, размер одной створки – 90 сантиметров.

Видеть, чувствовать, понимать
Особое внимание на объектах нужно уделить контрастной маркировке, которая очень важна для инвалидов по зрению. Под контрастной маркировкой подразумевается жёлтые круги на прозрачных дверях, таблички на дверях, таблички у кнопки вызова. Все они должны быть именно жёлтого цвета, ведь это последний спектр, который инвалид по зрению видит. Сергей Александрович отметил, что по новым СНиПам таких кругов должно быть два (один – на уровне глаз стоящего человека, второй – на уровне глаз сидящего в коляске).

Ступени тоже должны иметь контрастную маркировку и противоскользящие полоски. Особую опасность не только для инвалидов, но и для здоровых людей представляют ступени, между которыми отсутствуют вертикальные перегородки. Это обычно металлические лестницы, нередко встречающиеся в Чите.

Кнопка вызова специалиста на различных объектах должна быть доступна инвалиду, чтобы он мог до неё дотянуться. В Чите такие кнопки тоже есть не везде.

Санузлы и транспорт
Есть нормы и для магазинов. Чтобы маломобильному человеку беспрепятственно совершить покупку, прилавок не должен превышать 80-85 см, проходы между стеллажами должны быть просторными, плитка – не скользкой и не бликующей.

В учреждениях должен быть предусмотрен санузел для инвалидов, оборудованный кнопкой вызова специалиста, унитазом со специальными поручнями, опорой вокруг раковины. Положительным примером Сергей Петров назвал опыт железнодорожного вокзала, в котором оборудован такой санузел. К нему ведут специальные указатели.

Кинотеатр «Удокан» тоже в числе положительных примеров – в нём есть вход для инвалидов, подъёмник, указатели.

Со спецтранспортом для инвалидов в Чите сложнее. Оборудованные машины есть только в центре медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток». Оборудованы специальными подъёмниками новые читинские троллейбусы, панель которых должны откидывать сами водители. Но, по словам Петрова, не каждый водитель это делает.

Это лишь малая часть правил и требований по доступной среде для инвалидов, которые регламентируются ГОСТАми и СНиПами.

Не опирайтесь на коляски!
Активист региональной организации ВОИ Владимир Моисейчев учил присутствующих этикету при общении с инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата.

Очень обижает их, когда люди начинают вести разговор с сопровождающим инвалида, а не с ним самим. Обязательно пожмите руку инвалиду, исключением является прекрасный пол (женщина по этикету первой подаёт руку). Если у человека правая рука – протез, не стесняйтесь – пожмите левую.

– Если хотите помочь, то спросите: нужна ли помощь? Дождитесь ответа, выслушайте до конца. Строго следуйте инструкции, от себя ничего делать не надо, – пояснил Владимир, сам инвалид-колясочник, добавив, что общаться с инвалидом нужно как с равным себе.

Категорически нельзя облокачиваться на коляски, трости, ходунки, ставить ноги на подножку коляску. Всё это – продолжение человека.

Чтобы привлечь внимание инвалида, нужно помахать рукой, легонько тронуть за плечо. Не нужно стоять за спиной колясочника.

– Очень часто люди говорят инвалидам по зрению «смотри», «а ты видел», колясочникам – «пошли». Не стесняйтесь. Сказали и сказали. Когда я проходил реабилитацию в центре Новокузнецка, то весь персонал говорил: «иди к врачу», «пошли на процедуру», «побежали». Это правильно.

Прикройте двери
О правилах этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушения зрения, незрячими и слабовидящими рассказала председатель региональной организации Всероссийского общества слепых Нина Фалилеева.

В общении с такими людьми тоже нужно помнить, что разговаривать надо с инвалидом, а не с сопровождающим. Недопустимо говорить о нём в третьем лице.

– Если инвалид зашёл в ваш кабинет, скажите ему, например: стул находится справа в метре от вас. Можно положить его руку на спинку стула, он сориентируется. И при посадке в машину положите руку на ручку дверки или на саму открытую дверку. Если вы видите на улице, что человек потерялся, не кричите издалека. Подойдите, предложите помощь, помогите сориентироваться, – пояснила Нина Валентиновна.

В учреждениях с множеством кабинетов часто можно увидеть полуоткрытые двери. Они очень опасны для инвалидов по зрению. Запомните, что дверь надо либо плотно закрывать, либо открывать до конца, прижав к стене.

Если инвалид по зрению подписывает какие-то документы, то перед подписанием прочитайте их ему вслух.

– Если в беседе участвуют несколько человек, нужно всех представить инвалиду. И когда обращаетесь к кому-то, то называйте имя, ведь инвалид не видит, к кому вы обращаетесь, – советует Нина Фалилеева.

Не надо оставлять инвалида одного посреди тротуара, зала. Отведите его в сторону и предупредите, что ненадолго отлучаетесь. Категорически запрещено играть с собакой-поводырём. Она «на службе», ей нельзя отвлекаться.

Не кричите!
О тонкостях в общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха, рассказала активист регионального отделения Всероссийского общества глухих Светлана Дружинина.

Эта категория инвалидов вынуждена общаться с окружающим миром с помощью рук, губ. И тут, конечно, в идеале, надо знать жестовый язык, но редко кто им владеет.

Светлана Владимировна рекомендует при общении с инвалидами по слуху говорить медленно, разборчиво, с хорошей артикуляцией. При этом речь должна быть простой, состоять из обычных слов. Если нужно сообщить номер телефона, то лучше написать его на бумажке или отправить сообщением с телефона.

– Не нужно кричать. Многие думают, что если кричать, то будет лучше. Крик может вызвать болезненные ощущения у инвалида, – посоветовала активистка.

Чтобы обратить внимание инвалида по зрению, просто троньте его за плечо.

Будьте терпимее при общении, работе с инвалидами всех категорий, пусть и потратите вы чуть больше своего времени. И помните: от инвалидности не застрахован ни один из нас.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№41 (1473) // 11.10.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).