Табор уходит... в сердце

Кочевой народ научился вести оседлую жизнь, но не утратил традиций


«Только не пиши в тексте что-нибудь вроде «ай-нанэ-нанэ»: цыгане этого не любят», – по-забайкальски – под щедрое угощение – разливает чай Ольга Иванова, больше 20 лет знакомая читинцам как председатель клуба любителей животных «Фауна». А теперь принимает меня в гостях в качестве руководителя краевой общественной организации «Романи черген» («Цыганская звезда»). Сравниваю прежнюю Ольгу Павловну с этой – в длинной юбке, темью волос, – понимаю: вот сейчас она вернулась к себе настоящей. 

Кровь - к крови
– Мою цыганскую бабушку звали Лукария... Чему удивляешься? Старинное цыганское имя. Не всем же зваться Радами. 

Внешне цыган тоже не всех сразу определишь. Не все, например, черноглазы. Я с детства допытывалась: почему у меня глаза светлые? У сестры тёмно-карие. Генетически-то столько всего в крови намешано – не разберёшь. То, что цыгане воровали детей, – миф. На самом деле не воровали, а подбирали сирот и беспризорников. Они росли как свои, считали себя цыганами, вырастали, женились на цыганках и освежали кровь цыганского племени.

Говорят, сходятся рано. Чуть не подростками...

– Только не надо судить о наших нравах по нашумевшему заказному фильму Бориса Соболева (канал «Россия 1»). Если цыган раньше обвиняли, что старую клячу сбывали глупцам как горячего жеребца, то здесь журналист поступил не честнее – раздул сенсацию искромсанными интервью. Да, у нас иногда могут взять невесту в дом жениха, когда ей исполнилось 14, а у котляров даже и в 11 лет. Но до брачного возраста они живут как брат и сестра. Цыганская девушка выходит замуж только целомудренной! По сей день так.

Всякое, конечно, бывает. Дело молодое. Парней у нас, как и у русских сейчас, мало, девок много. Но если родня узнает, что жених с невестой свадьбы не дождались, никто не придёт. 

Зато, когда свадьба настоящая, наверное, отплясывают – земля дрожит? О своей свадьбе расскажите.

– Я в первый раз замуж за русского пошла (любовь графу «Национальность» не смотрит). Свадьба была русской, у его родни. А сердце тревожилось: браку недолгим быть. Так и вышло. С годами жизнь всё по местам расставила – кровь к крови притянула. Теперь – счастье.

Потому что цыгане

Цыгане «шумною толпою» не только свадьбы гуляют. Под Тулой громкий скандал – выселяют целые семьи.

– Потому что, к сожалению, цыгане у властей и народной хулы во все времена, простите, служили козлами отпущения. 

Жители посёлка под Тулой врезались в газопровод. И русские тоже. Но увидели только цыган. А они там уже 63 года живут – с той ещё поры, когда цыганам запретили кочевать, дали участки – стройтесь! Договор был устным, тогда это обычным делом было. Построились. А документы на дома не оформляли – никто не спрашивал. Народ неграмотный, ему проще было милиции да чиновникам взятку дать, оно и аукнулось. Но и тех, кто всё по закону оформил, всё равно под одну гребёнку – на улицу! Дома начали жечь (как раз те, что были оформлены). Интернет кипит: «Сослать», «Взорвать», «Катком по детям». Откуда агрессия? Властям – понятно: понадобилась земля, потому, что теперь это уже окраина Тулы. А народ охоч на «ату». Обидно.

В Чите «охоты на ведьм» нет? Забайкалье гордится своей многонациональностью.

– И слава Богу. Был случай: цыганка зашла в центральный отдел полиции (узнать про документы сына), а её – в камеру! Оказывается, в городе в это время были влахи. Это цыгане из центральной России, которые приезжают в Читу по весне, торгуют телефонами, планшетами, бензопилами... Все твердят: ворованными. Но попробуй-ка каждый год столько своруй! На самом деле, влахи их закупают по оптовым ценам в Китае, а потом сбывают на улицах. Плохо, что налоги не платят. Но это другой разговор. 

Так вот одна влашка украла что-то в торговом центре. На видеозаписи видно, что цыганка. И только. А для полиции, которой скорей бы дело закрыть, мы все «на одно лицо». И неважно, что задержанная женщина – коренная читинка, порядочная женщина, мать семейства. Её пять дней продержали в СИЗО, пока муж бегал продавал автомобиль, чтобы нанять очень дорогого, но грамотного юриста...

И вот состоялся суд. Цыганская семья выиграла у правоохранителей 50 тысяч рублей за незаконные действия. 

Но несправедливость по отношению к цыганам свершается постоянно и повсеместно. Сегодня видела по разным телеканалам 14 криминальных сюжетов. И только в одном из них названа национальность правонарушителя – где речь шла о цыгане. Вот так и формируется отрицательное отношение населения не к преступлению, не к преступникам, а к национальности. 

Но ведь так и есть: заезжие цыгане портят впечатление о народе в целом. Не ссоритесь?

– Не сказала бы. Чего делить? У всех своя жизнь.
Раньше на Острове, у реки, по теплу раскидывался табор. Приезжали не только влахи, но люля, котляры... Цыгане – ведь название общее. Как славяне. А народностей много; предки одних разводили лошадей, вторых – занимались кузнечным делом, третьих – были искусными мастерами по дереву. Сегодня одни от других отличаются манерой одеваться (наряды люля, например, больше похожи на узбекские), диалектом, образом жизни. Обычаи во многом схожи. Кстати, считается, что цыгане в России всего 500 лет. 

Эй, ромалэ!

Не тянет всё бросить и тоже – в кибитку и на закат?

– Мечта... Раньше старались хотя бы отпуск провести на природе. Ставили семьёй палатку за городом. Но чтобы вот так – табором. Невозможно. Разве что по выходным. У взрослых – работа, молодёжь учится, стремится получить хорошее образование. И это здорово, что проходит время безграмотных цыган. 

Кочевую романтику всё же жаль. Язык сохранили?

– Обязательно. Молодые охотно болтают по-цыгански. Правда, некоторые слова (особенно глаголы) «обрусели» – обросли русскими приставками. 

Знаменита музыкальность цыган. Поют и танцуют по-прежнему все?

– Танцуют почти все. Кроха, три года, а плечиками поведёт – ну куда ж их денешь, бабкины-прабабкины гены! В городе несколько цыганских творческих коллективов. Есть солисты с великолепными голосами. Выступают на сцене и в ресторанах.

А ворожба-гадание?

– Это дар. Передаётся по наследству. В декабре 2013 года в Чите проходила выставка цыганской культуры. Гадальный круг, например, был моей бабушки. Хотя читинские цыгане православные, но гадание не считается у нас грехом. 

И барон в Чите есть?

– Скажем так: есть человек, которого так называют. А вообще, барон – что атаман у казаков, в первую очередь, человек наиболее уважаемый. Он живёт для людей, для своего сообщества. А сейчас все для себя живут. Да и разрознены. Хотя стараемся, несмотря на иногда случающиеся разногласия, держаться вместе. 

Помогает сплочению общественная организация? Что удалось с её помощью?

– Многое. Мы зарегистрировали «Романи черген» два года назад, но фактически она существует больше десяти лет. 

Организация помогает цыганам в трудных ситуациях (найти юридическую помощь, решить вопрос с документами и т.д.). Объехали Забайкалье с благотворительными концертами. Давали концерт для сбора средств онкобольным ребятишкам, выручили и передали в онкоцентр почти 40 тысяч рублей. 
Выезжать далеко и часто сейчас не получается – проблемы с деньгами. Как у всех...

Но молодцы – взяли под крыло линёвоозёрский детский дом. Туда мало кто доезжает. 

– Дружбе с детским домом уже больше десяти лет. Очень дорожим ею. 

Костёр разведёшь – отогреешься

Ольга Павловна, вы посвятили детскому дому стихи. Прозу пишете. О цыганах что-нибудь выйдет в ближайшее время?

– О моих цыганских стихах очень хорошо отозвался Пётр Деметр. Может быть, напишет музыку, будет песня. Очень жду. Что до прозы: скоро должна выйти книга «Золотая чаша». В основном по рассказам моей бабушки. К сожалению, совсем небольшим тиражом. 

Ну, хоть забайкальским цыганам по экземпляру хватит? Сколько в крае цыган?

– Официальная цифра – 300. Реальная – 3 тысячи. На самом деле, цыган много. Но когда была перепись населения, многие сказали о себе «русский». Бывало, в семье трое сыновей; мать с отцом пишут «русские» (привыкли). Парни просят: «Запишите, что мы цыгане по национальности». Ан нет: родители-то русские.

Бывает иначе: цыганом не родился, а тянет к нам. Вот у нас 9 апреля концерт в «Забузорах» был. Переаншлаг! Стулья в проходах ставили! Люди восторгались, благодарили, овации, цветы! Это все те, кто любит цыган. 

Есть цыганолог, живёт в Москве, Николай Бессонов. Фотограф, художник, писатель. Хороший наш друг. Он русский. Но очень интересуется цыганами. В настоящем таборе жил. Книги пишет. Погляди – его работы альбом. Красота?

Необыкновенная. Только в Забайкалье этим босоногим красавицам зимой не поздоровилось бы...

– Здесь постоянно кочевать было невозможно: климат не тот. Бабушкин табор по Белоруссии и югу России кочевал. Как, спрашиваю, ты босой по воду ходила, неужели не мёрзла? «Мёрзла, ещё как! Костёр разведёшь – отогреешься». В общем, «по морозу босиком» считалось в порядке вещей. Закалка была. Детей, чтобы иммунитет сформировался, до десяти лет вообще не одевали... Но к зиме старались выбраться к морю. 

Однако три тысячи цыган всё же осели здесь. И ваша семья в их числе. 

– Это всё война. Злые языки шутят: мол, из цыган воевал только Будулай, и тот – в кино. Чушь. Цыгане воевали, как и все. Есть у нас и Герои Советского Союза. Мои родители воевали: и мама, и папа. Отец – на Халхин-Голе и в Маньчжурии. Монгольский язык знал, как свой, цыганский. А после войны отец стал советником Чойбалсана. За это его репрессировали и сослали в Нерчинск. 

Маму привела в эти края другая тропа. Она родилась в Астраханской области. Голод был страшный в Поволжье, мёрли дети, ели жмых да выброшенные «бомбажные» консервы. Но мама выжила. И ещё в школе твёрдо решила стать врачом. Когда её отец упёрся (не до учёбы, нужно помогать семье), мама написала... письмо Сталину. Сейчас и представить невозможно, а тогда к ним пришли двое серых людей в серых шляпах, сказали побледневшему отцу: «Стране нужны специалисты». Тогда разрешил. Она выучилась и в 1943-м ушла на фронт. После войны приехала работать в Забайкалье (43 года – в госпитале погранвойск!). 

Однажды летом в пионерском лагере, где после войны работала врачом, услышала, как поёт мужчина. Заворожённая, пошла на голос. А пел мой отец.

Потом, наверное, внучек нянчить вызвали бабушку-цыганку, и она приехала с кольцами в ушах и длинной цветастой юбке...

– Её не пришлось вызывать. Когда она очень понадобилась, приехала сама. Вошла в дом. Мама к ней: «Я вам сейчас всё расскажу...» (проблемы возникли). Бабушка засмеялась: «Ничего не надо рассказывать. Я и так всё знаю». И знала.

Так, может... и Вам интервью на сверку не отправлять?

– Ты уж пришли. На газетной «гуще» даже потомственные цыганки не гадают.

...На смех из соседней комнаты прибежал хозяйкин любимец – чёрно-курчавое чудо. «Романи порода», – пошутила Ольга Павловна. Живое воплощение и клуба «Фауна», и «Цыганской звезды». Кочевье судьбы продолжается.

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Беседовала Елена Сластина
Фото из архива О. Ивановой

«Читинское обозрение»
№15 (1395) // 13.04.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).