Сражающиеся за Родину

Часть I



Ветер Победы

Весенние ветра... Ласковые, с запахами оттаявшей земли, наполненные благоуханием клейких стрелок проклюнувшейся листвы. Строгие, холодные, несущие дыхание ушедшей зимы. Но есть ещё один Ветер – грозный, жестокий и... прекрасный. С запахом пороха, огня и дыма. Он рождался в муках и ярости опалённой людской надежды и веры четыре долгих года, а затем, в один из майских дней, вырвался на свободу. Этот Ветер, в отличие от своих древних весенних собратьев, метнулся не в поля, леса, горы, моря и океаны, а в души и сердца своих создателей, людей, сжимавших оружие, штурвалы самолётов, крейсеров и субмарин. Он не утихает вот уже как 75 лет, перенося из поколение в поколение своим животворным огненным дуновением героизм, бесстрашие, самопожертвование и любовь.

Для слабых памятью и разумом, низких совестью и моралью, подобно тем, правящим и живущим ныне в странах Балтии и «европеоидной» Украины, где глумятся над героями-ветеранами, над памятниками Победы, где запрещают вывешивать гордые краснозвёздные флаги, этот Ветер становится испепеляющим ураганом, от которого предатели корчатся в муках бессилия и злобы. Этот Ветер на фоне глобальной войны с невидимым глазу и опасным врагом срывает сегодня все овечьи шкуры и маски, обнажает сущность наших бывших союзников и «друзей», лживых, трусливых, вороватых двурушников, перекраивающих историю войны, сносящих памятники её героям-освободителям.

Ветер, несущий сметающую всё на своём пути обличающую правду, и ему нет преград…

Совсем скоро мы услышим оглушительный гром, увидим вспышки разноцветных букетов-салютов в небе – это напоминает о себе он – этот бессмертный огневой Ветер Победы, великой, выстраданной, сотворённой могучими героями, чьё отечество – СССР. Низкий поклон вам за всё сделанное вами, уважаемые ветераны Великой Отечественной войны. Позвольте поздравить вас и всех наших читателей с наступающим Днём 9 Мая, праздником Победы! Мира вам, синего неба, счастья и здоровья, дорогие друзья!


…Но есть в нынешнем 2020 году, овеянном пламенем Великой Отечественной и памятью подвига её беззаветных героев – советских солдат, ещё одна юбилейно-победная дата – кинематографическая. 

45 лет назад с победным триумфом ворвался на все экраны СССР, а затем и десятков стран зарубежья шедевр мирового военно-исторического кинематографа, великая картина режиссёра Сергея Бондарчука, экранизация одноимённого романа Михаила Шолохова  – «Они сражались за Родину». Сегодня, накануне 9 мая, об этом бессмертном кинополотне.




«Битва за Кавказ» или…
Началась история этого классического кинопроизведения в 1974 году. Страна готовилась к празднованию 30-летия Победы над фашистской Германией. Тогдашний министр обороны СССР, маршал Андрей Антонович Гречко вызвал к себе Бондарчука.

Главнокомандующий протянул режиссёру собственную книгу мемуаров «Битва за Кавказ» вместе с написанным им же самим сценарием, затем в ультимативной форме, по-военному заявил: «Надо сделать фильм». Прославленный на весь мир оскароносным эпическим циклом «Война и мир» (картина изобиловала масштабными батальными сценами, что особо заинтересовало Гречко – прим. авт.) режиссёр оторопел. Тут же в кабинете пришлось знакомиться со сценарием. Если сами мемуары маршала читались интересно и достаточно легко, то сценарная версия, написанная на дилетантском уровне, оказалась настолько плохой и негодной к переводу на экран, что режиссёр сразу отказался. Гречко принялся уговаривать: «А ты, братец, сам всё перепиши, мне не жалко, но только сделай точно по книге... Технику, массовку и финансирование мы тебе обеспечим в любом нужном количестве...». Спорить с военным министром, да ещё с довольно нелёгким характером, было явно бесполезно. Бондарчук был вынужден согласиться и на «Мосфильме» приступил к запуску картины по …главам недописанного Шолоховым романа «Они сражались за Родину».

Через неделю, узнав о своеволии режиссёра, Гречко, мягко говоря, был весьма недоволен его выходкой и комментировал действия ослушника, не особо стесняясь в выражениях, не предусмотренных уставом. Позже такое решение Бондарчука также вызвало бурю негодования и у остального высшего генералитета страны, из-за чего в своё время уже готовую картину даже не хотели пускать в прокат. Но Бондарчук нашёл в себе силы и пошёл «против течения». Причём масштабность «бунта» поразила многих. И режиссёр победил.

Несмотря на сложившуюся обстановку с фильмом, маршал, надо отдать ему должное, всё же оказался человеком слова и в скором времени, как и обещал, щедро снабдил группу Бондарчука всей необходимой военной техникой, экипировкой, специалистами-консультантами.

Судьба романа
История литературного первоисточника будущей кинокартины Сергея Бондарчука была непростой, если не сказать, по-своему трагичной. Михаил Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину» в самое тяжёлое для нашей страны время – 1942 год. Произведение создавалось автором в три этапа и было полностью закончено только в 1969 году. В печати были опубликованы лишь некоторые главы романа (первая часть), на основе которых Бондарчук и решил создать картину. Полностью написанное произведение никогда не публиковалось, его автор незадолго до смерти сжёг рукопись.

Разрешение на экранизацию писатель дал режиссёру ещё в конце 1973 года, но с одним условием, что съёмки фильма будут происходить непосредственно на местах реальных событий, а именно – на хуторе Мелологовском Волгоградской области. Бондарчук принял условие.

Подготовка. Актёры
В конце февраля 1974-го начался поиск и подбор актёров. Ассистенты и помощники режиссёра мотались, не жалея сил, по всей стране: нужно было подобрать 57 актёров на значимые роли, более восьми десятков – на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку. С последней решилось просто – как и во время съёмок картины «Судьба человека», так и эпического кинополотна «Война и мир» режиссёру на помощь, несмотря ни на что, пришло министерство обороны СССР во главе с Гречко.

Что касается исполнителей главных ролей, Бондарчук уже знал заранее, кто воплотит на экране их образы: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский) хорошо помнили войну не понаслышке. А Юрий Никулин и Пётр Лапиков воевали.

Для Бондарчука это было крайне важно. Одного из центральных персонажей фильма, бронебойщика Петра Лопахина режиссёр видел только в Василии Шукшине. На предложение сниматься Василий Макарович …отказался наотрез – он начинал работу над своей творческой мечтой – историческом фильме о Степане Разине, где собирался сняться в главной роли. На «Мосфильме» Шукшину сказали жёстко и по-военному прямо: «Снимаешься у Бондарчука, а затем можешь запускать в работу своего Стеньку, а если не снимаешься, то...». В конце концов, Шукшин согласился и вскоре уже не жалел…

Прямо на месте сражения
В мае киногруппа выехала на съёмки – в Волгоградскую область. Перед этим Бондарчук получил официальное согласие местных властей на временное переселение немногочисленных жителей хутора Мелологовского, в непосредственной близости которого планировалось развернуть кинобоевые действия. Сами жители оказывали впоследствии всяческую помощь кинематографистам. В донской степи, неподалёку от хутора, ландшафт вот уже как 30 лет с войны остался почти нетронутым: руины и наполовину осыпавшиеся окопы. Солдаты специального полка из состава Северо-Кавказского военного округа, которых командировали в помощь киногруппе, готовя место для съёмок, каждый раз наталкивались на следы давних боёв – ржавые осколки, мины, снаряды. Их тут же обезвреживали.

«Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали останки и отдавали на захоронение», – вспоминал главный оператор картины Владимир Юсов. Однажды уже во время съёмок он едва не поплатился жизнью – в один из перерывов оператор прилёг отдохнуть рядом с... неразорвавшейся миной. Её тут же откопали и взорвали сапёры. И всё-таки выбранное место идеально подходило ещё и потому, что находилось вдалеке от крупных населённых пунктов. Это было крайне важно, ведь авторам предстояло фактически «воскресить» страшную войну...


…Продолжение истории создания шедевра мирового «военного» кинематографа – картины «Они сражались за Родину» – в следующей нашей встрече.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№19 (1607) // 06.05.2020 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).