Дома отсидимся?

Виктор Орлов о выборе семейной формы образования: «Не можем запретить, но рекомендуем глубоко обдумать»


После случаев агрессии подростков в школах Перми и Улан-Удэ некоторые родители активнее заговорили о переводе своих детей на семейную форму обучения. Что это такое? И можно ли торопиться в таком деле? Разбираемся вместе с главным специалистом отдела развития муниципальной системы образования и координации деятельности общеобразовательных организаций комитета образования Читы Викторым Орловым.



Как давно у родителей появилась право переводить своих детей на такое обучение? Чем руководствовались законотворцы, вводя такую форму?

– Получение образования в семейной форме имеет свою историю. Ещё в 90-х годах министерство образования разработало Положение о семейном образовании. В 2012 году уже новым законом «Об образовании в РФ» были установлены две формы получения образования – в образовательной организации и вне её (в форме семейного или самообразования). Образование может быть очное, очно-заочное, дистанционное, дети могут обучаться и в электронной форме. Это установлено законодательно.

Сегодня семейное обучение у нас в Забайкалье менее распространено, чем в европейской части страны. В ряде регионов на основе российского законодательства разработана своя нормативная база по семейному образованию и его регулированию. Руководствовались разработчики такой формы исключительно запросами населения.

Для кого оптимальна семейная форма образования?

– Сколько людей, столько и мнений. Некоторые родители принимают решение о переходе на семейное образование, например, когда ребёнок имеет сложные дефекты развития: не говорит, не двигается. Есть дети, которые серьёзно занимаются спортом или творчеством, часто выезжают на соревнования, конкурсы. При традиционной форме обучения у них по объективным причинам возникает много пропусков уроков, им приходится увеличивать учебную нагрузку, чтобы освоить всю учебную программу в период их присутствия в школе. Не так давно была широко распространена форма обучения по обмену. Наши дети выезжали учиться за границу. А поскольку там преподавались не все предметы российского учебного плана, школьники дистанционно получали задания и выполняли их там. По приезду на Родину предметы сдавались в родной школе. Часть оценок по схожим предметам просто засчитывалась.

В чём отличия между домашней и семейной формой образования?

– Обучение на дому – индивидуальное или домашнее – проводится только по медицинским показаниям. Индивидуальным обучением на дому занимаются педагоги из учебного учреждения, они же несут ответственность за учебный процесс. Их труд оплачивается государством. А при семейном образовании процесс обучения, а также ответственность за его результаты полностью лежит на родителях.


Семейное образование – это организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашённых педагогов.



Правда ли, что в столице Забайкальского края нет школ, которые готовы принять детей, занимающихся на семейной форме образования для аттестации?

– Как таковой круг учебных учреждений для этого не определён. Если родитель приходит к нам в комитет образования с заявлением о том, что семья выбрала семейную форму образования, то заполняются необходимые документы. В них указывается школа, где ребёнок будет сдавать промежуточную аттестацию. Эта может быть любая городская школа по желанию родителей


Родители (законные представители) учащегося имеют право определить любую школу для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации. В текущем учебном году родители обучающихся, находящихся на семейной форме получения образования, определили для этих целей школы №№ 2, 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 21, 26, 29, 30, 33, 37, 38, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50 и городской центр образования Читы.


Родителю объясняем, что после уведомления комитета образования о переходе на семейную форму обучения следует заключить договор с определённой вами школой, и на период промежуточной аттестации ребёнок становится учеником этого образовательного учреждения.

То есть, не обязательно читинцу «прикреплять» ребёнка к учебному учреждению в центральной России, хотя, оговоримся, право такое у родителей есть?

– Теоретически это возможно. Но если ученик живёт в Чите, а промежуточную аттестацию будет проходить в Москве или Санкт-Петербурге, то возникает одна проблема. Например, необходимо сдать промежуточную аттестацию пятикласснику. Теоретические предметы ребёнок сдаст в онлайн-режиме, а как быть, например, с физкультурой? Это, пожалуй, главный аргумент для выбора учебного заведения по месту жительства.


71 ребёнок в Чите находится на семейной форме образования.



Если в СССР педагоги работали по единым и готовым планам уроков, то сейчас программы обучения в школе составляют сами учителя?

– Единые федеральные образовательные стандарты существуют для начальной, средней школы. Так же и для детей с ограниченными по здоровью возможностями. Есть примерные образцы программ по предметам. Но рабочие программы каждый учитель составляет сам с учётом особенностей класса или ребёнка при соответствующих рекомендациях. По каждой предметной области прописаны требования, и эти требования учитель отражает в своей рабочей программе, где указывает, какой объём часов необходимо реализовать. Если речь идёт о предметах, где есть лабораторные работы, то он указывает набор таких работ, а также прописывает, что он должен получить от конкретного ученика.

Получается, стандарты есть, однако у каждого учителя свой подход, поэтому та же физика в разных учебных заведениях будет преподаваться по-разному?

– Да. Иначе как составить рабочую программу, не учитывая особенности конкретного класса, а также особенности материально-технического обеспечения? Поэтому хорошо, что есть такой индивидуальный подход и своего рода учительское творчество.

Если мы говорим об учебниках для семейного образования, родителям следует ориентироваться на то учебное учреждение, в котором ребёнок будет сдавать промежуточную аттестацию.

Может ли родитель для обучения на семейной форме образования выбрать любые учебники, например, советские, 1936 года выпуска?

– Некоторые разделы советских учебников изложены хорошо, информация не является устаревшей или неактуальной. Находясь на семейном образовании и заключив договор о промежуточной аттестации, важно узнать, по какой программе будут тестировать ребёнка, что собой представляют контрольно-измерительные материалы.

Когда мы заключаем с какой-то школой договор на сдачу промежуточной аттестации, то на определённый период мы получаем учебники от этой школы. Решение о переводе ребёнка в следующий класс также принимает то учреждение, с которым родители заключили договор. Хотелось бы обратить внимание родителей, что ребёнок имеет право вернуться в общеобразовательное учреждение в любой момент. Возможно также совмещение различных форм получения образования и форм обучения.

Важный в становлении личности ребёнка момент – это социализация. Получит ли ребёнок дома всё то, что ему необходимо?

– Чтобы ответить на этот вопрос, есть смысл говорить о плюсах и минусах семейного образования.

Плюсов можно назвать немало. Есть возможность самостоятельно планировать время учёбы, время отдыха, получения дополнительного образования. Над ребёнком исключено насилие со стороны сверстников. Исключены конфликты с педагогами, которые бывают в школе. Родители способны учесть психологические особенности своего ребёнка.

И минусов достаточно. При обучении на дому социализация у ребёнка всё-таки ограничена. Может возникнуть шаблонный образ «белой вороны». Ребёнок может не приобрести лидерские качества. Большая степень риска развития у ребёнка эгоизма. Учитывая то, что каждый родитель считает, что его ребёнок самый лучший, у сына или дочки может развиться синдром чемпиона или наоборот.

Мы не можем родителям запретить выбрать семейную форму образования, потому что это их право, но рекомендуем глубоко обдумать свой выбор. Когда родители берут на себя это, они должны быть готовы к очень серьёзной и ответственной работе, ведь от её результатов зависит будущее их сына или дочери.


При выборе семейной формы обучения на родителей (законных представителей) возлагается ряд обязанностей:

- определить организационную форму семейного образования;

- заключить договор с образовательным учреждением;

- обеспечить освоение ребёнком общеобразовательных программ;

- подготовить ребёнка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 кл.

Права родителей (законных представителей), выбравших семейное образование:

- ознакомиться с приказом о зачислении ребёнка в общеобразовательное учреждение;

- ознакомиться с личной карточкой обучающегося;

- получать в общеобразовательном учреждении на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;

- получить в общеобразовательном учреждении методическую и консультативную помощь для освоения общеобразовательных программ;

- осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию ребёнка;

- продолжить образование ребёнка на любом этапе обучения в общеобразовательном учреждении.


Читайте также: "Учат дома, учат дома, учат дома..."

Все материалы рубрии "Наши дети"
 

Беседовала Яна Легун
«Читинское обозрение»
№5 (1489) // 31.01.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).