«Святой огонь творчества»

К 90-летию Андрея Дементьева: 1928-2018


Совсем немного не дожил до своего 90-летия всенародно любимый советский русский поэт Андрей Дементьев: поэтов принято называть по-комсомольски коротко, без отчества. 

Он вошёл в нашу жизнь ещё в середине прошлого века как один из талантливых организаторов отдела поэзии издательства «Молодая гвардия», книги которого мои современники читали без устали, доверяя ему как наиболее серьёзному. А затем на протяжении 10 лет (1982-1991) возглавлял журнал «Юность»: скольким молодым творческим людям помог он определить своё будущее в литературе и искусстве, какие замечательные произведения публиковал. Порою, борясь с ложными обвинениями о несовершенстве литературного материала того или иного представителя нового поколения, он умел разгадать в нём задатки личности. Один за другим выходят его сборники «Всё начинается с любви», «Ни о чём не жалейте вдогонку», «В будущем году в Иерусалиме», «Новые стихи», «Года любви и дни печали» и другие. Теплота, музыкальность, вера в человеческую доброту и честность, доверительный тон многих стихотворений воплотились в песенное творчество, нашли своих композиторов, одним из наиболее узнаваемых стал Евгений Мартынов с песней «Лебединая верность». Люди старшего поколения хорошо знают и другие песни, написанные на слова Дементьева, это «Отчий дом», «Яблоки на снегу», «Алёнушка», «Натали», «Баллада о матери» (иначе «Алексей, Алёшенька, сынок») и другие.

 


Мы на земле живём нелепо!..
Мы на земле живём нелепо!
И суетливо...
Потому
Я отлучаюсь часто в небо,
Чтобы остаться одному.

Чтоб вспомнить то,
Что позабылось,
Уйти от мелочных обид,
И небо мне окажет милость –
Покоем душу напоит.

А я смотрю на землю сверху
Сквозь синеву,
Сквозь высоту –
И обретаю снова веру
В земную нашу доброту.

И обретаю веру в счастье,
Хотя так призрачно оно.
Как хорошо по небу мчаться,
Когда вернуться суждено.

Окончен рейс...
Прощаюсь с небом.
Оно печалится во мне.
А всё вокруг покрыто снегом,
И пахнет небом на земле.

И жизнь не так уж и нелепа.
И мир вокруг неповторим.
То ль от недавней встречи с небом,
То ль снова от разлуки с ним.

Я ничего и никому не должен
Я ничего и никому не должен.
Не должен клясться в верности стране
За то, что с ней до нищеты я дожил.
За то, что треть земли моей в огне.

Я ничего и никому не должен.
Мне «молодые волки» не указ.
Они, конечно, много нас моложе,
Но вовсе не талантливее нас.

И новый мир по-старому ничтожен
Среди своих раздоров и корыт.
Я ничего и никому не должен,
Поскольку никогда не жил в кредит.

Гороскоп
Я в прошлой жизни был пастух.
Я пас коров до самой старости.
Не потому ли чувство стадности
И ныне мой смущает дух?

А в этой жизни я поэт.
Пасу рифмованное стадо
На белых выгонах тетрадок,
Поскольку книжных пастбищ нет.

Их жадно бизнес разобрал.
И тут же сделал дефицитом.
Бессмысленно быть знаменитым,
В стране, где пошлость правит бал.

А кем я буду в жизни той,
Что ждёт меня за гранью смерти,
Мне все равно… Но уж поверьте,
Я там не встречусь с суетой.
 


Была некоторое время на телевидении его передача «Народ хочет знать», где поэт выступал от имени народа с непростыми социально-общественными проблемами. А какие чудные программы с романтическим названием «Виражи времени» вёл он на «Радио России» с 2001 года, приглашая цвет российской культуры для важного разговора о судьбе человека, о духовном и нравственном климате в нашей стране, недавно пережившей так называемую перестройку и ещё не успевшую понять, куда мы движемся. И непременно звучали стихотворные строки в конце:

«Никогда, никогда ни о чём не жалейте – 
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. 
Пусть другой гениально играет на флейте, 
Но ещё гениальнее слушали вы».


В последний раз его голос на этой волне прозвучал 23 июня 2018 года, а последнее выступление перед читателями было на Красной площади в Москве накануне юбилея, 4 июня. Сестра, живущая в Ростове-на-Дону, с упоением рассказывала по телефону о недавней грандиозной встрече с её любимым поэтом, которая длилась несколько часов, и он, несмотря на усталость, всё отвечал на вопросы слушателей и давал свои автографы, за которыми образовалась длинная очередь. Мудрость прожитых лет и верность нравственным идеалам наполнила его творчество нового XXI века, его произведения стали классикой, обращённой к вечным темам дружбы и предательства, счастья и беды, любви и коварства, благородства и бездушия. Презрение к цинизму, равнодушию, агрессии, золотому тельцу так дорого сегодня, в неспокойное время потери порядочности, отсутствия диалога. Поэт взывает своими стихами к возрождению естественности и гармонии человека. Его книги понятны любому, кто думает о здоровье нации, о мире и любви, кто пытается преодолевать трудности и неудачи. «О стихах говорить трудно, тем более автору. Лучше просто прочесть и почувствовать то общее, что может объединить поэта и читателя. Или наоборот – разъединить. Хотя я очень надеюсь, что мы единомышленники…Поэзия для меня – прежде всего то самое доброе слово, обращённое ко всем вам, дорогие читатели», – в предисловии к томику стихов с названием «Лирика», выпущенном в 2004 году московским издательством «Эксмо», сказал А. Дементьев. Следует заметить, что эта серия, полиграфически прекрасно исполненная, содержит «самое лучшее, самое любимое», как отмечено в аннотации. Она полюбилась читателю. Обратимся к словесному искусству автора, где есть разные жанры: стихи-послания, воспоминания, строфы, посвящения, размышления, помня о том, что слово «лирика» произошло от древнегреческого названия одного из струнных музыкальных инструментов – лиры, напоминающей наши древнерусские гусли. Под аккомпанемент её звуков древние греки пели свои песни-стихи.

Родившись в простой крестьянской семье в городе Тверь 16 июля 1928 года, он рано познал труд и ценил его. После окончания школы год проучился на историко-филологическом факультете КГПИ, а затем поступил в Литературный институт имени А.М. Горького в Москве, где совершенствовал профессию с 1949 по 1952 гг. Спустя годы, он напишет Гимн своему родному городу. Первое стихотворение «Студенту» (1948) уже было не просто пробой пера, оно выражало мысль, было завершённым. Как-то читая публицистику Льва Толстого, не очень-то любившего поэзию, но пушкинское «Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день) признавшего замечательным, наткнулась на такое его изречение: «Я по себе знаю, какая тонкая вещь – мысль и как она высекается. Как нужно бережно, с каким трудом нужно каждое слово высекать». Думаю, следуя заветам мастера слова, молодой поэт сам становится Мастером. В 1975 году появилось стихотворение «Творчество», в котором автор говорит об этом:

«Стихи являются внезапно.
Они приходят поутру. 
Не скажешь им, что лучше завтра, 
Поскольку лень вступать в игру. 
…Во мне и радость, и тревога –
Осилен первый перевал…
Строка, что горная дорога:
Неверный камень – и обвал». 


Другой пример из рубрики «Строфы» поразительно точно рисует картину вдохновения:
 
«Неповторим тот вечный миг,
Когда рождаются слова. 
Когда они в долинах книг
Не обрели ещё права.
Вдали от брани и похвал
Они творят свой суд: 
То поражают наповал, 
То к небу вознесут».
 

Так и хочется читать дальше, страница за страницей эти мудрые «Строфы», ну, вот хотя бы эти: 

«У меня от хамства нет защиты. 
И на этот раз оно сильней. 
А душа немеет от обиды. 
Не уютно в этом мире ей». 



Не могу оставить без огласки дементьевские стихи-посвящения тем, кого хорошо знал, с кем дружил, кем восхищался. Одно из них 2000 года адресовано великой балерине Майе Плисецкой, а называется символично «Сен-Санс. Умирающий лебедь»: 

«В ожидании вечной разлуки
Голос ангела тихо угас.
Затихают бессмертные звуки, 
Чтоб печально продолжиться в нас.
…Умирающий лебедь Плисецкой – 
Воскрешённая музыкой смерть. 
И отчаянье женского сердца, 
И надежда наивных сердец.
Но, прощаясь в смиренье и муке,
Вдруг мелодия та замерла.
Гениальные Маины руки – 
Два бессильных великих крыла.
По какому наитью оттуда
Предсказал своей музыкой он
Осиянное Господом чудо
Над величием прошлых имён».


Думаю, комментарии здесь излишни, ибо один шедевр (я во второй приезд свой в Москву смотрела в Большом театре это действо, затаив дыхание) породил другой. Переливы самых разных чувств и переживаний наполняют душу при встрече с высоким искусством мыслящего человека. И такая Красота должна спасти мир! Это гениально. 

26 июня народный поэт России Андрей Дементьев ушёл из жизни, которая была для него большим путешествием в мир души, полной тайн и загадок, как и в мир природы, столь же таинственный, неповторимый. Он любил этот мир и для его совершенства отдавал все свои сердечные и интеллектуальные силы. Его элегантность и одновременно простота в общении выдавали настоящего интеллигента, много знающего и понимающего истинные ценности жизни.


Все материалы рубрики "Читаем"


Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№28 (1512) // 11.07.2018 г.

Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).