Он в песнях прославлял Читу

6 ноября исполнилось пять лет, как с нами нет Василия Волкова


В 1945 году в Читу приехал с гастролями ансамбль песни и пляски Краснознамённой Амурской флотилии под руководством известного музыкального деятеля Валентина Сергеевича Левашова. Семья Волковых к тому времени перебралась в областной центр. Василию очень нравились флотские форменки, он мечтал увидеть море. Набравшись смелости, пришёл к Левашову проситься в ансамбль. Стройный, с копной кудрей на голове, лихо сплясал «цыганочку» и покорил Левашова, его взяли. Так он стал сыном полка.

Присягать по возрасту ещё не мог, поэтому числился юнгой. Старшие оберегали, заботились о нём. Концерты ансамбль давал во фронтовой полосе. Таким образом юноша в 14 с половиной стал участником войны с Японией. Восемь лет отдал службе во флотском ансамбле и вернулся в Читу. В память о тех годах в доме долго хранилась бескозырка.


Справка «ЧО»
Василий Николаевич Волков - известный забайкальский композитор, организатор самодеятельных народных хоров, почётный гражданин Читинской области, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кавалер ордена Дружбы народов.


Вспоминая молодого Волкова
В пятидесятые годы прошлого столетия при каждом более-менее крупном предприятии или организации действовали кружки самодеятельности. Мне на память приходят первые встречи с Василием Николаевичем. Нас, детей сотрудников Управления внутренних дел, как-то пригласили в актовый зал управления и представили художественного руководителя – Василия Николаевича Волкова, который поможет подготовить театрализованное представление к новогодней ёлке. Он начал с того, что выстроил нас в два ряда по росту, сгруппировал по голосам, и стали репетировать. Мы с подружкой изображали Волгу и Дон, тогда тема о Волгодонском канале была актуальна.


Из воспоминаний Василия Николаевича: «Отец мой – из цыган, мать – казачка. Жили скромно, не очень сытно, но терпимо. Соседи тоже не из богатых. Но мы все в округе как-то были равны между собой, жили дружно. В семье шестеро детей. В других – не меньше. Гурьбой – на речку, гурьбой гоняли мяч. В доме всегда была гитара. Отец играл, мать хорошо пела. Поэтому любовь к народной песне я впитал буквально с молоком матери. Мне было 8 лет, когда начал петь в детском хоре при Нерчинском доме культуры. В Нерчинске дислоцировался кавалерийский полк. Когда началась война, стало очень тяжело. Люди голодали, ели мороженую капусту, гнилую картошку. Но в кавалерийском полку местных ребятишек жалели, подкармливали фасолью из консервных банок. Эта самая фасоль казалась нам тогда необыкновенно вкусной. Я на всю жизнь полюбил это блюдо, и на моём столе оно бывает постоянно».


Вскоре тем, кто постарше, он предложил перейти в хоровую группу, которой руководил в клубе Управления Забайкальской железной дороги. Этот клуб занимал довольно просторные помещения на первом и цокольном этажах в здании бывшего Второвского пассажа с угла на пересечении улиц Амурской и Полины Осипенко. На первом этаже в большом зале в будние дни работал кинотеатр, по субботам и воскресеньям – вечера отдыха, на которых наш хор вместе с танцевальной группой давали концерты. Сейчас в народных хорах поют в основном люди пожилого возраста, пенсионеры. А в нашем коллективе была одна молодёжь, от 15 до 25 лет. У нас была своя комната для репетиций, свои баянисты. Мы изучали нотную грамоту, каждый имел концертное платье. Всё было очень серьёзно. Мне эти музыкальные уроки очень пригодились в жизни. Не помню, назывался наш хор народным или нет, но в дни выборов, на городских праздниках на разных площадках мы давали по 3-4 концерта, зачастую передвигаясь по городу своим ходом. У нашего руководителя энергии было столько, что, казалось, её хватало с лихвой на всё и на всех. Это был первый молодёжный самодеятельный хор в Чите. В 1954 году коллектив пригласили в Москву на Всероссийский смотр художественной самодеятельности. Правда, поехала старшая группа. Мы, помладше, для поездки тогда «ещё не доросли». Кстати, солистом у нас был брат Василия Николаевича – Володя, так, по-свойски, мы его звали.

Как только открылось музыкальное училище в Чите, братья Волковы были в числе первых студентов. По окончании дирижёрско-хорового отделения Василий Николаевич продолжил учёбу в Восточно-Сибирском институте культуры.

О любви к народной песне


Василий Николаевич рассказывал: «Когда я вернулся со службы домой, профессиональных музыкантов в Чите было мало, но хорошо развивалась художественная самодеятельность. Поэтому я сразу решил посвятить себя искусству, хоть и самодеятельному. В двадцати шагах от моего дома, на месте нынешнего «Удокана», стоял Дом пионеров. И там детским хором руководили супруги Соломины. Я стал заходить к ним посмотреть, поучиться, как вести занятия. Позже мы подружились семьями. Тем более, что и жили они недалеко. У них росли двое мальчишек – Юрий и Виталий, которые, повзрослев, уехали учиться на артистов в Москву. А Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна благословили меня на создание хора в клубе Управления Забайкальской железной дороги. Дальше – больше…

В училище наши наставники, преподаватели ориентировали нас на старинные народные песни. За фольклором мы ездили в самые дальние уголки Забайкалья. Так я познакомился с самобытной культурой жителей Красного Чикоя, которая настолько овладела мной, что я часто бывал там и стал большим другом и руководителем ансамбля колхоза «Россия», с которым выступал в Кремлёвском Дворце съездов. С группой «Мелодии Забайкалья» побывал на Кипре, в Финляндии, в Монголии. Надо сказать, принимали нас здорово».


Ещё один старейший популярный самодеятельный коллектив, в котором сменилось уже несколько поколений – хор ветеранов войны и труда «Красная гвоздика» – это его детище, которым он очень гордился. В 1962 году руководством ОДОСА было принято решение о создании народного хора в его стенах. Волков к тому времени уже снискал известность как хороший организатор подобных коллективов, и его пригласили. Василий Николаевич с большим энтузиазмом взялся за дело: «Славное было время. С этим хором мы побывали в войсках, подразделениях, на границе, в гарнизонах. Сотни концертов в военных городках, сельских клубах, районных домах культуры. Надо сказать, что всё это мы делали бесплатно, не получая никакого вознаграждения, просили только обеспечить нас транспортом, питанием и ночлегом. Солдатские автобусы, вертолёты, пароходы – на чём только не добирались до полевых концертных площадок»… Группе участников хора вместе с руководителем присудили звание «Отличник культурно-шефской работы над Вооружёнными силами СССР».

Наступил момент, когда накопилось огромное количество записей, материала по народному певческому творчеству. Девичьи посиделки, хоровые казачьи песни, песни времён Гражданской войны, свадебные и обрядовые речитативы, частушки. Надо было привести всё это в порядок. Но репетиции, гастроли, концерты, учёба в институте – всё это забирало его без остатка, свободного времени не оставалось. Принял решение перейти в Дом народного творчества. 40 лет возглавлял его. Первой большой работой стала книга «Фольклор Читинской области». Но продолжал участвовать в агитпоездах, агитсамолётах, поддерживал связь со своими друзьями в самых отдалённых сёлах.

«С добрым утром, Чита»
Многие помнят то время, когда в каждом доме рано утром, перед началом передач Читинского радио звучала песня «С добрым утром, Чита» в исполнении самого автора. Как это случилось? Однажды Василия Николаевича пригласили в радиокомитет и попросили создать мелодию – позывные для утренних передач. Решил написать не просто музыку, а положить её на стихи. Песня быстро стала узнаваемой, её полюбили. А когда перестала звучать, многие звонили, просили вернуть эти позывные в эфир. Но для средств массовой информации, как и для всей страны, наступили другие времена. Изменился стиль и формат вещания, исчезла и песня.

О таких, как Волков, говорят «Человек – праздник». Действительно, где бы он ни появлялся, в тесном кругу друзей, выступал со сцены, проводил творческие вечера, подтянутый, всегда элегантно одетый, обаятельный, общительный, сразу привлекал к себе внимание. С ним было легко, поднималось настроение. Часто просили спеть полюбившуюся всем «Попутчицу». «Появилась песня так. Я руководил джазом на танцплощадке в парке ОДОСА. И для джаза написал эту песню. Летними вечерами на всю округу она звучала много лет. Был такой курьёзный случай. Один композитор из другого города (не буду называть его имени) услышал её на каком-то слёте. И решил выдать за свою, изменив чуть-чуть аранжировку. Я написал ему письмо, он извинился, пояснив, что принял её за любительскую».

Далеко не каждому забайкальскому композитору довелось сотрудничать с Читинским драматическим театром. А вот Волкову посчастливилось: он оформлял музыкальное сопровождение спектаклей «Забайкальцы» по Василию Балябину, «Искры не гаснут» по Николаю Ященко. Вообще мастер писал свои произведения только на темы Забайкалья, о своей любви и преданности к нему. Стихи для песен (а их более 100) подбирал только у местных авторов: Юрия Курца, Василия Никонова, Михаила Вишнякова, Виктора Секерина, Эрнста Хавкина, Шухрата Тохта-Ходжаева, Ростислава Филлипова. Кроме песен, сочинил несколько баллад: «Баллада о декабристах», «Баллада о солдате», «Сказ о Сибири». Балладу «Письмо с фронта» на слова читинского поэта Виктора Секерина талантливый композитор исполнял вместе с ансамблем Александрова в столице перед ветеранами, приглашёнными на празднование 65-летия Победы. Он очень гордился тем, что в составе делегации забайкальских ветеранов участвовал в торжествах, принимал вместе со всеми поздравления тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. На его груди поблёскивали две медали: «За победу над Японией» и «За победу над Германией».

Пять лет нет с нами неутомимого поборника, поисковика и собирателя народной песни, народного творчества. Но остались его песни, его ученики, почитатели его таланта. Ежегодный городской фестиваль ветеранских вокальных и хоровых коллективов назван его именем. На фасаде Дома народного творчества в 1985 году установлена мемориальная доска, посвящённая Василию Николаевичу Волкову. На лице – улыбка. Таким мы его запомнили, таким он останется в памяти забайкальцев.

Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"

 


Людмила Арзамасцева
Фото Фёдора Машечко
«Читинское обозрение»
№46 (1562) // 13.11.2019 г.



Вернуться на главную страницy

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).