«Сакральная жертва»

1 марта было ровно 25 лет, как не стало любимца публики, легенды журналистики 90-х Влада Листьева


Сразу несколько крупных работ - фильмов-исследований, фильмов-расследований были подготовлены столичными журналистами и блогерами к этой дате. Некоторые вещи в них прозвучали как откровение.

Так откуда взялось «Поле чудес»?

«Поле чудес» в творческой биографии Влада Листьева появилось уже после того, как была закрыта передача «Взгляд». Огромная популярность взглядовцев не спасла их прямые эфиры, и даже многотысячные митинги зрителей, которые, пожалуй, впервые задышали воздухом свободы, тоже не помогли. Вся команда «Взгляда» ушла в подполье, передачи продолжали сниматься, но, поскольку интернета тогда не существовало, их пришлось распространять на видеокассетах, продавая у станций метро.

Но Листьев не ушёл с телевидения. Он задумал телекомпанию «ВИД», чтобы под её эгидой выдать один за другим сразу несколько успешных проектов. Первым таким проектом и стало «Поле чудес». После закрытия «Взгляда» телевизионные недруги посчитали Влада сбитым лётчиком, и всерьёз задуманное им новое шоу никто не рассматривал. Но случилось то, что случилось. Передача оказалась настолько популярной, что до сих пор не сходит с экранов.

Спустя какое-то время заговорили, что игра была полностью скопирована с «Колеса фортуны» на американском телевидении. Но жена Влада Листьева Альбина Назимова в фильме Ксении Собчак «Влад Листьев: ТВ, которое убили» утверждает, что возможности смотреть заграничное телевидение у них не было, просто их друг, побывавший в Америке, рассказал, какая на местном ТВ проходит игра. И они решили взять это за основу идеи.


Альбина Назимова в фильме Ксении Собчак «Влад Листьев: ТВ, которое убили»

Как сейчас вспоминает Леонид Якубович, он был убеждён, что проект, в котором взрослые люди по буквам отгадывают слово, долго в эфире не продержится. «Нужно было сделать этих людей героями передачи, перенести фокус внимания с отгадываемого слова на них». Так и сделали, и это обеспечило телешоу небывалый успех!

Далее были «Тема», «Час Пик». «Конечно, это позволило Владу хорошо зарабатывать, но деньги сразу же инвестировались в очередной проект. Снималась студия с хорошим освещением, отшивался дорогой костюм... Влад хотел всё делать качественно, по-настоящему», – вспоминает Альбина.

Это сейчас телевидение выглядит как праздник, дорого-богато. А в 90-е такого не было. И доход телевизионщиков был скромнее, и даже понятия, что тележурналист – звезда, не существовало.


Каким был Влад: воспоминания современников

Константин Эрнст, гендиректор «Первого канала»:
– Влад был гиперраздолбаем. Мог не прийти на съёмку, на эфир, а иногда загулять так, что его разыскивали. Пару раз его собирались выгонять из ведущих. Он был настоящий мушкетёр в подростково-романтическом смысле. А потом Влад трансформировался и во многом благодаря Альбине. Если бы он её не встретил, наверное, остался таким же весёлым раздолбаем, и вряд ли бы превратился в самого крутого телепродюсера и ведущего, каким был с 1990 по 1995 годы. Он в какой-то момент понял, что Альбина для него является важным человеком, а она не готова была мириться с той версией Влада, которая была перед ней.

Леонид Парфёнов, известный журналист, ныне – блогер:
– Во времена перестройки Листьев был такой хороший парень, герой своего времени, на которого все равнялись. Все эти годы он воплощал символ нового успеха.

Альбина Назимова, третья жена Влада Листьева:
– Трагическую смерть никто не отменяет. Но это не значит, что у него была трагическая жизнь. Влад вообще был одним из самых счастливых людей, которых я знаю. Сейчас таких нет. Когда пьёт, удовольствие получает. Когда бросит пить – тоже. Когда получается проект – кайфует. Если нет – тоже, от того, что надо ещё поработать.


Передел рынка рекламы
Как известно, Бориса Березовского долго считали заказчиком убийства Влада Листьева. Жена журналиста полностью опровергает эту версию. Березовский сам пригласил Влада на работу, генеральным директором на новое «ОРТ» и убивать ему его не было никакого смысла. В интервью журналисту Алексею Пивоварову Константин Эрнст рассказывает, как зарождалось «ОРТ», которое через несколько лет станет «Первым каналом», как разные передачи контролировались криминальными группировками, как хаотично, полулегально выглядел рынок рекламы, как канал ещё долго выплачивал долги Березовского банку.

Эрнст не исключает, что убийцы вообще могли быть не из «серьёзных людей», так много случайных полукриминальных связей было на новом телевидении.

Рынок рекламы только зарождался. Первое время ролики вообще размещались бартером, например, за показ рекламы «Макдональдса» команда журналистов могла слетать в Америку – посмотреть заграницу. Кто, с кем и как рассчитывался, было порой непонятно. Слишком много существовало звеньев в этой цепи. При этом само телевидение практически ничего на рекламе не зарабатывало. Сейчас такое даже трудно вообразить. Создавая всё с нуля, было решено навести порядок и в этой сфере. Чтобы телекомпании могли самостоятельно кормиться и не ходить по сильным мира сего с протянутой рукой. Именно Листьев озвучил это решение.

Тайна следствия
За 25 лет следователи по делу убийства Влада Листьева менялись пять раз. Дальше всех, по мнению журналиста Пивоварова, следствие продвинулось при генпрокуроре Юрии Скуратове, который назначил следователем Петра Трибоя. Тот успел выявить многие важные элементы – например, что убийство было совершенно на полчаса позднее, чем это считалось ранее, это сказывалось на алиби некоторых фигурантов. Но дело в суд так и не было передано. Многие считают: если бы Скуратов оставался на своём посту, имя убийцы уже было бы названо. Бывший прокурор, кстати, считает, что соратники Листьева знали многое, но не говорили на допросах, так как боялись за свою жизнь. Этот страх ощущается до сих пор: в недосказанности и неясных формулировках, в нежелании очевидцев тех событий выдвигать свои версии при включённой камере.

Именно поэтому режиссёр картины «Листьев. Новый взгляд» Родион Чепель решил прояснить этот вопрос путём анонимного опроса своих собеседников. В финале Чепель вскрыл коробку с бумагами и зачитал имена. По его словам, два человека оставили записки пустыми, однако остальные написали свои версии. В них фигурировали журналист Александр Любимов, «обманутый муж» без уточнения фамилии и имени, «криминал, стоящий за одним из рекламных агентств», член Совета Федерации Сергей Лисовский (в прошлом – учредитель рекламного агентства «Премьер СВ») и олигарх Борис Березовский.

***

Убийство Листьева стало для многих его коллег и соратников знаком, что ничего не изменится: страна останется прежней, в тисках несвободы. Сегодня многие вещи, придуманные Владиславом, продолжают жить на телевидении, а вот само оно уже совсем не то, каким было в 90-е. Поговаривают, что «Первый канал» сейчас – на грани банкротства. Одной из причин называют оголтелую пропаганду, которую россияне больше не хотят смотреть и просто переключают канал.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Дарья Павлова
«Читинское обозрение»
№10 (1598) // 04.03.2020 г. 



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).