Начало сибирской флотилии

Это было полностью отечественное производство


В Хабаровском краевом музее имени Н.И. Гродекова хранится небольшая и со стороны довольно неприметная модель парохода «Аргунь». Сегодня мало кто вспомнит, что именно с «Аргуни» началась Сибирская военная флотилия в Амурском бассейне.

Весной 1853 года в селе Шилкинский Завод, что в 80 вёрстах ниже Сретенска, кипела работа. Готовился к спуску на воду первый за Байкалом пароход. Построить пароход – дело недешёвое. В нём никак не обойтись без спонсорской помощи. Деньгами помог один из крупнейших сибирских купцов XIX века, иркутский золотопромышленник Ефим Андреевич Кузнецов. В 1850 году он выделил 100 тысяч рублей серебром, средства по тем временам огромные.

Далее за дело взялся генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский (тот самый, памятник которому изображён на пятитысячной купюре). Он умело провернул выгодную сделку в Екатеринбурге и закупил там «пароходное машинное заведение», которое затем было доставлено в Забайкалье.

Следующим этапом подготовки к строительству парохода стало обследование Ингоды, Шилки и Аргуни на предмет судоходности. Было выяснено, что эти реки вполне пригодны для судов с небольшой осадкой.

Наконец, все подготовительные работы были завершены, чертежи корпуса парохода составлены и утверждены в Петербурге. Можно приниматься за работу. Особенностью «Аргуни», а также парохода «Шилка», стало то, что для их создания не использовались привозные зарубежные материалы и не привлекались иностранные специалисты. Это было полностью отечественное производство!

«Аргунь» спустили на воду в 1853 году, однако её первый полноценный рейс начался только через год. 14 мая 1854 года считается днём рождения Амурского речного пароходства. Наш пароход возглавил целый караван судов, включавший в себя лодки, баркасы, баржи. В конце июня «Аргунь» достигла Николаевского поста (сегодня это город Николаевск-на-Амуре).

8 лет верой и правдой служил пароход Сибирской флотилии: доставлял почту, развозил грузы. Однако недоработки в её создании, отсутствие квалифицированных механиков и машинистов быстро привели пароход в полную негодность. Уже в 1862 году «Аргунь» была выведена из амурского флота. К сожалению, дальнейшая судьба судна неизвестна. Сегодня о пароходе, положившем начало Амурскому судостроению, напоминает лишь небольшая модель в Хабаровском музее. Так что, если будете там, обязательно обратите внимание на «Аргунь»!

Все материалы рубрики "СундуЧОк"

 


Ирина Верещагина
«Читинское обозрение»
№18 (1554) // 01.05.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).