Он и в Малом велик

Письма Юрия Мефодьевича Соломина


Из публикации вы узнаете, что счастливый шанс увидеть нашего великого земляка в спектакле по пьесе А. Островского на сцене читинского драмтеатра был. И Юрий страстно желал этого. Но, увы, шанс был упущен. Почему - пишет автор материала.

Александр Алёшкин, наш московский автор, ветеран забайкальской журналистики, лично знаком с народным артистом СССР Юрием Мефодьевичем Соломиным. Написал ему два письма и на оба послания получил тёплые ответы. Эти письма журналист бережно хранил в своём домашнем архиве 40 лет и на днях прислал их ксерокопии для публикации в «ЧО». Подлинники бесценных документов вместе со статьёй, которую вы, читатель, держите в руках, будут переданы Юрию Соломину для хранения в музее старейшего театра страны.


Что за плечами великого труженика, поцелованного при рождении, как принято говорить в таких случаях, самим Богом?

Театр. После успешного окончания Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина в 1957 году 22-летний молодой человек принят в труппу Малого театра. Всю последующую жизнь до сего дня служит на его сцене. Сыграл десятки ролей. В том числе выдающиеся, навсегда вошедшие в историю русского театра: Хлестаков, Фамусов, царь Федор Иоаннович, Сирано де Бержерак.

Оставаясь ведущим актёром, успешно работал как режиссёр-постановщик в своём театре и на телевидении: «Скандальное происшествие в Брикмилле», 1981; «Берег его жизни», 1985; «В начале было Слово», 1992.

В 2019 году поставил спектакль «Дальше – тишина», на который с благожелательной рецензией откликнулась столичная пресса. Отмечаются высокий профессионализм режиссёра и его верность реалистическим традициям русского театра, которым верно следует уже третье столетие Малый театр.

Кино. Простой массовый зритель полюбил и знает уже названного выше капитана Кольцова из «Адъютанта...». Помнят Дмитрия Ульянова в «Сердце матери», 1965. Телегина в «Хождении по мукам», 1977. Майора Звягинцева в «Блокаде», 1975-1978, Арсения в «Дерсу Узала», 1975, японского классика, кинорежиссёра Акиро Куросава. Трактирщика и Генриха Айзенштайна («Обыкновенное чудо» и «Летучая мышь», оба 1979). Славина в «ТАСС уполномочен заявить», 1984.

Карьера. Без имени Юрия Мефодьевича Соломина нельзя представить истории советского, русского театра и кино второй половины XX, XXI веков, он талантливый педагог, руководитель, активный общественный деятель.

С 1961 года преподаёт в училище имени Щепкина (руководитель курса, профессор). Народный артист СССР, 1988. Художественный руководитель Малого театра с 1988 года, министр культуры РСФСР, 1990-1991, президент Ассоциации русских драматических театров стран СНГ и Балтии, 1997. Его труд в искусстве отмечен в 1971 году Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

В середине прошлого века из далёкой провинции худенький невысокий паренёк с ясными глазами и бедным чемоданчиком прибыл в Москву встретиться со своей судьбой, которая манила его с неодолимой силой в юношеских мечтах о славе.

Теперь, в начале XXI века, земляки-забайкальцы с гордостью и благодарностью произносят его имя.

Юрий Мефодьевич 60 с лишним лет служит в Малом. Только в Малом. Но он и в Малом велик.



Эпохальное событие
С Юрой мы ровесники. Познакомились в далёком 1970 году, когда в столице Забайкалья и в области шли съёмки художественного фильма «Даурия» по эпопее другого нашего талантливого земляка, лауреата Сталинской премии (за этот роман), писателя Константина Седых. Снимал его режиссёр Ленфильма Виктор Трегубович, главным оператором был Евгений Мезенцев. А украшением многолюдного актёрского коллектива – уроженцы Читы, выходцы из семьи музыкантов, братья Юрий и Виталий Соломины. Я в то время заведовал в «Забайкальском рабочем» отделом культуры и, так сказать, по должности обязан был освещать в газете это эпохальное событие. Вот на этих съёмках я и познакомился с братьями Соломиными.

Через два года после съёмок «Даурии» (сезон 1972-1973 гг.) читинский областной театр драмы поставил отличный спектакль по пьесе Александра Островского «Пучина» (режиссёр-постановщик Ю.П. Литягин, художник М.Н. Либерман). В спектакле была занята практически вся труппа. А главную женскую роль – Глафиры Пудовны Боровцовой – исполняла моя жена, в то время ведущая актриса театра Татьяна Минина. Волею судьбы именно в том же сезоне поставил этот же спектакль и Малый театр. Главную мужскую роль в нём – Кирилла Филипповича Кисельникова – сыграл Юрий Соломин.

А что, если пригласить на родину Юрия Соломина? Чтобы он сыграл несколько спектаклей на сцене читинского драмтеатра. Народ валом повалит в зрительный зал, чтобы с восторгом и овацией встретить свою знаменитость. По всей стране с огромным успехом только что прошёл фильм «Адъютант его превосходительства», в котором Юрий блистал в роли капитана Кольцова.

Со своей идеей пошёл к начальнику тогдашнего областного управления культуры Павлу Алексеевичу Орлову. Ему идея понравилась.

– Немедленно пиши Соломину письмо со ссылкой на меня, – сказал он. – Командировку ему оплатим.

– Так, может, Павел Алексеевич, выслать деньги на авиабилет из Москвы в Читу?

– Нет, Александр Михайлович,
– перешёл Орлов на официальный тон. – Так не делается. Вот прилетит, представит в бухгалтерию билет, командировочное удостоверение, тогда ему и будет всё оплачено.

Провал
Моё письмо Соломину из Читы в Москву было отправлено. Через пару недель получил ответ:



«Здравствуйте, Александр!
Большое спасибо за внимание, спасибо за вырезку из газеты. Торопову
(артист Малого, с гастрольной группой коллег побывавшего с концертами в Чите – авт.) я передал, спасибо! От всей бригады большой привет.

Ну, а теперь о главном. Возможны ли мои небольшие гастроли в Чите? А почему нет? Лично я отношусь к этому только положительно. Даже более того...

Конечно, вашего приглашения и моего желания мало. Нужно разрешение или что-то в этом роде. Во-первых, дерекции театра (Царёв М.И., главреж Равенских Б.И.). Во-вторых, министерства.

Я думаю, что это возможно. Нужно, чтобы вы официально обратились с этим в театр. Я думаю, приезд возможен в феврале. Конечно, нужно ещё согласовать. Сколько, вы думаете, должно быть спектаклей? Мне кажется, 5-7 («Пучина» – это трудно). Вот какие у меня мысли по этому поводу.

С наилучшими пожеланиями, Юрий Соломин
28.10.73
Всем большой привет,


Конечно, Сосновской С. (Сосновская Светлана – фотокорреспондент «Забайкальского рабочего», которая вела в газете культурную фотохронику – авт.).
Прошу извинить меня, что не сразу ответил.
Пишите!».






Моя идея с треском провалилась. Юрий Мефодьевич при всём его огромном желании выступить перед земляками прилететь в Читу не смог. Бюрократические препоны того времени я по молодости и наивности не преодолел. Возможно, его желание не одобрило руководство Малого. У тогдашнего директора и худрука были свои планы.

Посылка
Второе письмо ко мне Юрия Соломина более краткое. История его появления такова. В конце 70-х я с женой и дочкой Леной, родившейся в Чите, вынуждены были уехать в Северную Осетию. Работая в то время собкором газеты «Советская Россия», печатного органа ЦК КПСС, я опубликовал острокритический материал о крупных хищениях государственных средств в одном из областных ведомств. В результате в Чите руководством обкома мне были созданы невыносимые условия.

Во Владикавказе мы прожили полтора десятка лет. Работал заместителем редактора республиканской газеты «Социалистическая Осетия». Но все годы инстересовался жизнью Забайкалья, ставшего мне второй родиной, регулярно присылал и публиковал в родной «Забайкалке» материалы исторического, познавательного характера. И вот в 1985 году из теленовостей узнаю, что в Чите прошли концерты группы ведущих актёров Малого театра. Нашёл в своём домашнем архиве фото о съёмках в Чите киноэпопеи «Даурия», вложил в бандероль свою книгу «Вечные часовые» – о путешествии по местам, где в годы Отечественной войны пали смертью храбрых земляки-забайкальцы, и послал бандероль в Москву Соломину. Написал ему, что помню и горжусь нашей встречей в Чите, пожелал здоровья и новых творческих успехов – в кино и на главной театральной сцене страны.

Не надеясь на ответ, к моей огромной радости вскоре получил тёплое письмо, в которое была вложена почтовая открытка со следующим текстом:



«Дорогой Александр Михайлович!
Огромное спасибо за фото. Ну, и, конечно, за книгу о земляках и внимание. Желаю успеха!
С наилучшими пожеланиями, Юр. Соломин.
9.9.1985, Москва».



Больше я с Юрием Мефодиевичем не встречался и не переписывался. Но всю последующую жизнь с неослабевающим интересом следил за его жизнью и творчеством.

Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"

 


Александр Алёшкин
г. Москва

«Читинское обозрение»
№22 (1558) // 29.05.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).