Морские пррриключения по-полосатому

Часть I


Сегодня «Синескоп» отправляется в один из самых необычных, самых весёлых, самых невиданных и самых кассовых рейсов в истории отечественного кинематографа – в знаменитый «Полосатый рейс». И начнём его словами главного персонажа этой усато-хвостатой кутерьмы, «укротителя»-буфетчика Шулейкина: «Хочешь – верь, хочешь – не верь, а дело было так...».

Поцелуй Хрущёва
В 1959 году главный «рулевой» СССР Никита Хрущёв пригласил бывшего тогда в нашей стране с официальным визитом императора Эфиопии Хайле Селассие в московский цирк на Цветном бульваре. В то время там блистала дрессировщица хищников Маргарита Назарова. После выступления артистку позвали в правительственную ложу. Она вошла с тигрёнком, которого кормила из соски. Видя, какое впечатление красивая дрессировщица произвела на императора, Хрущёв не без гордости заметил: «Только в нашей стране работают такие изумительные женщины. Про них надо кино снимать», – и поцеловал звезду цирка. Кто-то из приближённых немедленно взял эти слова генсека «на вооружение», и в 1960 году картина уже стояла в плане «Ленфильма».

Идея есть – сюжета нет
Случай в отечественном кинопроизводстве был уникальный и отчасти курьёзный: ни сценария, ни даже сюжета не было, а съёмочные дни были уже расписаны по графику. Была утверждена и актриса на неизвестную главную роль несуществующего кинопроекта – сама Маргарита Назарова вместе со своим помощником и мужем Константином Константиновским (мужа, правда, оставили в конечном итоге «за кадром»).

Тигры в совхозе
Со сценарием сразу возникли проблемы. Уже существовал один «хищно-кошачий» хит – картина «Укротительница тигров». От сценариста будущей комедии требовали ни в коем случае не повторяться. Дирекции «Ленфильма» начало «полосатого» проекта принесло массу головной боли, особенно когда приходилось отвечать на многочисленные звонки партначальников: когда приступите?

К поискам оригинального сюжета подключились лучшие драматурги всей страны. На «Ленфильм» обрушилась лавина сценариев. В сюжете одного из них фигурировал совхоз-миллионер, организовавший у себя зоопарк, где трудилась героиня Назаровой. В другом дрессировщицу представляли работницей фабрики, покорившей в будущем опасных хищников (этакий «Светлый путь» с «хищным» уклоном).

В других сюжетах укротительница тигров была зоотехником, дворником, воспитателем детсада и даже милиционером... Однако все эти сюжеты были отвергнуты, пока на горизонте не появилась «морская душа» – молодой Виктор Конецкий, работавший над своим первым сценарием фильма о героях моря «Путь к причалу».

Медвежий рейс
Узнав о замысле снять забавную комедию с дрессировщицей и тиграми, он предложил руководству сюжет про тигров на корабле. Директор студии усомнился. Тогда сценарист поведал ему историю, как он, будучи матросом, перевозил в Мурманск из полярных широт белых медведей. Поначалу всё было мирно: звери в клетках, матросы в каютах. Но потом после кормёжки кто-то забыл закрыть щеколду, и медведи вышли на палубу. Убивать дорогостоящих хищников нельзя – пришлось пугать. Директор распорядился приступить к работе.

Член партии – в иллюминатор?!
Готовый сценарий с названием «Тигры в море» ушёл на утверждение в Госкино. А потом туда пригласили автора. Состоялся примерно такой диалог: «Молодой человек, вы же моряк, скажите, советские капитаны являются членами партии?». «А как же? Обязательно». «А у вас советский капитан, член партии, от тигров удирает через иллюминатор». «Ну и что? А если сейчас сюда в кабинет зайдёт тигр или медведь, вы куда сиганёте?». Чиновники ошалело замолчали.

Сценарист требует любви!
Консультант и второй сценарист – «пострадавший от Сталина» Алексей Каплер, автор сюжетов к лентам «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году», тоже остался недоволен сценарием и потребовал от Конецкого ввести любовную линию. Пришлось пойти навстречу маститому коллеге и создать «отношения» для экзотической парочки: Марианны и старпома судна. Название проекта «Тигры в море» поменяли на более оригинальное – «Полосатый рейс».

Вкусненький укротитель
«Капитаном» фильма чиновники назначили молодого выпускника ВГИКа Владимира Фетина (настоящая фамилия – Фетинг), в прошлом лётчика, успевшего уже снять картину «Жеребёнок» по Шолохову. Поскольку над Фетиным не довлели авторитеты, режиссёр принялся отбирать актёров, каких ему вздумается. Большинство, прочитав сценарий и поняв, с какими «звёздами» цирка им предстоит сниматься, отказывались. Даже без кинопроб. В конце концов удалось набрать команду самых храбрых актёров, в которую вошли Алексей Грибов, Иван Дмитриев, Алексей Смирнов, Николай Трофимов, Василий Лановой и т.д.

Сниматься с хищниками боялись все. Дольше всех пришлось уговаривать Евгения Леонова. Окружающие ещё и не к месту острили: «Женя, тебя-то самого первого тигры сожрут! Ты такой полненький, сдобненький, вкусненький». От этих острот Леонов сам начал постепенно «звереть».

«Если останемся живы…»
Отдельно стоит упомянуть о самих кинопробах, которые были далеки от традиционных. В них участвовала комиссия по охране жизни и здоровья артиста. Кроме договора все участники проекта подписали специальное обязательство, разработанное этой комиссией и предписывающее, как себя вести в целях бе-зопасности. Был и такой пункт: «Если к тебе в каюту неожиданно войдёт тигр и, предположим, возьмёт твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмёт челюсти; нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в мордоворот, ему станет неинтересно, и он уйдёт».

Приступая к работе, режиссёр на собрании худсовета «Ленфильма» мрачно пошутил: «Постараемся сделать весёлый, интересный фильм, если останемся живы...».

Суперкоты, Васька, Пират и невеста
К середине мая 1960 года весь «человеческий» состав актёров был подобран и утверждён. Из четвероногих артистов были «приглашены» из московского цирка десять полосатых «суперкотов», включая главную звезду, любимца Назаровой, умницу Пурша. Ваську – пожилого, но ещё представительного льва, в прошлом циркача, за гривой которого были уже роли в кино, купили в зоопарке Херсона.

Долго искали умную и легко обучаемую обезьяну. В итоге нашли в Киевском зоопарке шимпанзе по кличке Пират. В Ленинград, поскольку павильонные съёмки проводились на «Ленфильме», его доставили самолётом. Причём с невестой Чилитой. Пират без неё никак не мог. Так что знакомиться исполнителю роли старпома актёру Ивану Дмитриеву пришлось с обоими. Пират вроде бы принял человека сразу. Наметилась дружба. А вот Чилита посмотрела зло и даже укусила. Но во время кинопроб и на съёмках она обязательно должна была присутствовать в павильоне. Стелили тряпочку в уголочке, покупали ей коробку зефира – она его очень любила. И смотрела, как возлюбленный работает. Тигров ни сам Пират, ни его подруга не боялись и даже дразнили.

Тигры по системе Станиславского. Вилка, поросёнок, Леонов и гад-дрессировщик. Звериный плавучий отель. Усато-полосатая самоволка. Как эротику зажигали. Первая вертолётная роль. Зачем пивко хищнику? Триумф. Продолжение – в следующем «Синескопе».

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№23 (1507) // 06.06.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).