Мультики

То, что это опасное оружие, доказано Третьим рейхом


Пистолеты, винтовки, автоматы, пушки, пули, мины, снаряды... 70 лет назад они верно служили насыщению адского молоха Второй мировой войны, порождённого зловещим государством паучьей свастики. Но было и другое, не «летальное», но не менее действенное «устройство» не только для борьбы с противником, - пропаганда. Газеты, плакаты, листовки, радио, кино и... мультики. То, что это опасное оружие, доказано Третьим рейхом! Поскольку язык мультипликации понятен каждому без слов, он легко становился серьёзным орудием идеологических диверсий, психологической войны, пропаганды и агитации.

Любовь Гитлера
Началось всё с рисованной продукции легендарного Уолта Диснея. В анналах истории периода середины 30-40-х бытует стереотип: Адольф Гитлер ненавидел американские мультфильмы, особенно Микки-Мауса, и будто бы даже называл его врагом Третьего рейха. На самом деле отношение фюрера к Микки было гораздо более сложным. Так, Альберт Шпеер-младший, сын знаменитого нацистского имперского министра вооружения, военной промышленности и главного имперского архитектора, рассказал, что с Микки-Маусом он впервые познакомился в резиденции фюрера в Оберзальцберге, где жил некоторое время вместе с отцом: «Там у Гитлера был личный кинотеатр, куда мы ходили смотреть мультфильмы с Микки-Маусом». 

Другой неоспоримый факт сводится к тому, что нацистская Германия тех лет была наводнена диснеевской продукцией, которую закупал министр идеологии Йозеф Геббельс, и она шла в кинотеатрах рейха с успехом (мультсериалы о коте Феликсе и Микки-Маусе, цикл «Глупые симфонии», мультик «Три поросёнка и т.д.). Подчёркивает отношение фюрера к заокеанским мультикам и эта запись в дневнике Геббельса от 20 декабря 1937 года: «Я подарил 12 фильмов о Микки-Маусе на Рождество Вождю! Он очень обрадовался этому. Очень счастлив получить это сокровище».



В конце 2006 года группа британских учёных, воспользовавшись компьютерной программой, способной распознавать речь по движениям губ, сумела реконструировать диалоги немых фильмов, снятых в Рождество 1937-го Евой Браун в резиденции фюрера в Бергхофе. На плёнке... добрый (!) и весёлый (!) Гитлер признаётся в своей любви к Микки-Маусу!

Дисней - фанат фюрера
«Папочка» мышонка Уолт Дисней был приверженцем крайне консервативных идей, сочетавших антикоммунизм и белый расизм с оттенком антисемитизма. В самый разгар Второй мировой критики стали пристальнее приглядываться к раннему творчеству Диснея и образу Микки-Мауса, где помимо мелких антисемитских выходок мышонка обнаружили присутствие... нацистской символики. Например, в картине 1932 года «Капризная канарейка» в лапах у Микки-Мауса явственно виделась зажигалка со свастикой.

Вплоть до конца 1930-х мистер Дисней не скрывал симпатий к «наведению порядка» в Германии. Многие влиятельные американцы одобряли действия «этого классного парня Гитлера», который спас свою страну от большевизации, ликвидировал безработицу, провёл Олимпиаду, приструнил гомосексуалистов и построил автобаны... Новые фильмы Диснея покупались Геббельсом, а прокат в Германии шёл с огромным успехом.

Геббельс атакует голливудо-евреев
Трещина между Диснеем и Геббельсом возникла в 1939 году: знаменитый мультипликатор потребовал больших денег за прокат «Белоснежки» в рейхе. Геббельс, купивший ранее диснеевских «Микки-Мауса» и «Трёх поросят», предрёк провал первого полнометражного мульт-фильма в кинотеатрах, но когда полнометражный мульт вышел в прокат и стал пользоваться сенсационным успехом, министр пропаганды свирепо разгромил его в ряде заранее подготовленных статей в немецкой прессе. В этот же год Геббельс начал войну с американской культурой, указывая, что бездуховность американизма, основанная на фальшивой свободе и голливудско-еврейском киче, – это единственно серьёзный вызов нацистскому расовому миропониманию.



В противовес «Белоснежке» Диснея он распорядился создать исконно немецкий художественный фильм по той же сказке братьев Гримм. Сюжет был заимствован у заокеанского рисованного оригинала. Лента вышла в том же 1939-м, но провалилась. Главный идеолог нацизма, никогда не признававший своих ошибок, всё же убедил фюрера, что Германия должна начать самостоятельное производство мультфильмов для доходчивой пропаганды антисемитизма в странах Восточной Европы.

Мультантисемиты и лисо-жидо-носороги
Важное государственное дело было поручено Карлу Нойманну, члену НСДАП. Кинокомпания, которую возглавил Нойманн, получила название «Дойче Зайхенфильм». Она была основана в июне 1941-го, за три дня до германского вторжения на территорию СССР.

К работе были привлечены более ста немецких и австрийских художников – карикатуристы из сатирических журналов и вчерашние дизайнеры рекламных роликов. Главная студия помещалась в Берлине, а её филиалы были открыты в разных городах оккупированной Европы. Перед работниками студии ставилась задача: выпускать антиеврейские «шедевры» по методу Диснея и на том же уровне.

Все мультики, появившиеся за годы Второй мировой войны в Берлине и в студиях-филиалах Гааги и Праги, имели ярко выраженный арийско-нордический характер. Так, уже осенью 1940-го режиссёр и художник Ганс Хельд выпускает мультфильм «Создающий проблемы» («Сила в единстве»), где все звери объединяются для изгнания еврееобразного лиса – ежи в шлемах вермахта пинают и колют негодяя, осы в узнаваемой форме «люфтваффе» летят, изображая знаменитых пикирующих штурмовиков, обстреливают мерзкую жидовскую лисью морду. Тут же появлялся плакат гитлерюгенда «Выгони всех создающих проблемы!». Всё это должно было способствовать мобилизации гражданских немцев на борьбу с врагом.

Голландские мультипликаторы снимают фильм «Лис Рейнеке» (1943), в котором уже лис-ариец мобилизует животный мир против злобной иудейской твари – носорога Юдокуса. В прокат фильм вышел с названием «Еврейский носорог». Злодей носорог крадётся в хасидском кафтане и ермолке, наезжает на каждого встречного-поперечного, тырит чужие деньги, за что его и убивают при помощи симпатичных, обиженных зверят доблестные, распевающие тирольские песни, лесники. История более чем поучительная!

О Гансике бедном замолвлено слово
И всё же для студии «Дойче Зайхенфильм» самой важной была работа над страшно дорогим шедевром «Бедный Гансик». Это был самый масштабный на тот момент немецкий мульт-проект. Над изготовлением этой цветной 17-минутной картины работало свыше сотни художников и техников, причём не только немецких, но и французских, польских, и даже русских (из послереволюционных эмигрантов). Трудились почти два года и закончили ленту в конце сентября 1943-го. Мультипликаторы вовсю использовали революционную диснеевскую технику, заимствовали всё, что можно.

По сюжету канарейка угнеталась жадными чёрными птицами, которые постоянно нападали на малыша. Кенарь Ганси имел по три пальца в белых перчатках – в точности как Микки-Маус. Но, в отличие от диснеевского прототипа, симпатичная головёнка Ганси была украшена знаменитой на весь мир косой чёлкой (см. иллюстрацию внизу). Большие жестокие птицы для контраста были окарикатурены под горбоносых евреев в чёрных одеждах. По указанию министра пропаганды фильм делался без диалогов – для облегчения проката во всей Европе. Работу мультипликаторов лично отметил Геббельс и одобрил сам фюрер, за что авторы «Бедного Гансика» получили «Премию германской культуры».
Вскоре последовал целый ряд «шедевров» мультипликации III рейха. Все ленты были на редкость музыкальными, однако их герои оставались немыми, чтобы быть понятными без перевода. 

Французы, запасайтесь гробами! – Дональд и Папай бомбят Париж. Может ли Микки-Маус решить «еврейский вопрос»? Антисоветский осьминог. Свастика, фюрер, нацисты – странная любовь и страсть заморской мульт-агитации. Как кремлёвские гремлины-евреи Гитлера пугали. Вы бывали в «гусьтапо»? Голливуд – как рассадник расизма и ненависти. Мульт-оружие США и СССР... Об этом в следующем «Синескопе». До встречи через неделю!

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

Сергей Балахнин
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»

№22 (1350) // 03.06.2015 г.

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).