Выхожу один я на дорогу

Читинский студент о прелестях и опасностях путешествий автостопом


Чем теплее на улице, тем сильнее его тяга к дорожным приключениям. В чём смысл автостопа, какие люди встречаются на пути и как вести себя в дороге? Эти вопросы я задала своему однокурснику – студенту ЗабГУ Павлу Печникову. Он путешествует автостопом не первый год.

Паша, когда ты решил в первый раз отправиться в путешествие автостопом?


– В конце первого курса. Я был у себя на родине в Алдане. Нас с другом пригласил в гости общий знакомый, живущий в 80 километрах. Родители должны были отвезти, но у них не получилось. И тогда я предложил другу поехать автостопом. Захотелось новых ощущений.

Мы преодолевали 80 километров часов пять, наверное. На трассе пусто, стоишь час. Но ничего, прорвались. С этого момента начали автостопить. За то лето мы, наверное, раз пять туда-сюда таким же маршрутом катались. И следующим.



Не страшно было в первый раз выходить на дорогу?

– Сначала было страшно поднимать руку, голосовать. Думаешь, что это как попрошайничество. Не знаешь, что говорить, как стоять. Но это совершенно новые ощущения, а новое всегда открывать классно. Это как прыжок с парашютом. Ты знакомишься с новым человеком, он тебе свои истории рассказывает, ты ему свои. Дорога становится наркотиком.



Сколько всего километров ты проехал автостопом?

– Около 5 тысяч. Основные 3000 – это путешествие прошлого лета. Маршрут Чита - Омск. Задумывался как Чита - Санкт-Петербург, но я доехал только до Омска. Все остальные путешествия были на маленькие расстояния.

Почему ты решил отправиться путешествовать на такую дистанцию?

– С первого путешествия я мечтал о чём-то большем. Надоело ездить на маленькие расстояния в 100 км. Я примерно полтора года готовился к большому путешествию.

Как?

– В основном материально. Копил деньги, чтобы купить рюкзак, палатки, всю утварь, которая нужна, чтобы путешествовать. Это основное для автостопщика.

Основное? А как же опыт?

– Ну, и опыт, конечно же. Поездки на маленькие расстояния помогают набраться опыта. Всегда есть непредвиденные обстоятельства, ты закаляешься, знакомишься с людьми.

Ты ехал до Омска один или с компанией?

– Должен был ехать с другом, но у него в последний момент не получилось, и мне пришлось ехать одному. Конечно, меня все отговаривали, но я был твёрдо уверен в своём решении.

И снова было не страшно – на этот раз ехать одному?

– Когда есть цель, хочется её достичь. Я хотел отправиться в это путешествие летом 2015-го, но обстоятельства были против. Через год я не хотел упускать вторую возможность.
Страшно не было. Хоть люди и разные попадались, но я был уверен в себе. Вдвоём, конечно, интереснее, но одному ехать быстрее. Одно-то свободное место у автомобилистов в машине точно найдётся.

Чем удивила поездка от Читы до Омска?

– Приключения начались сразу. Чтобы добраться до трассы, нужно сесть на маршрутку. Ближайшая точка у Читы, с которой можно начинать автостопить, – село Колочное. Там отсеивается городской трафик, прибавляются машины, едущие на большие расстояния, например, в сторону Улан-Удэ. В Колочное ходит автобус, и я проворонил его. Неправильно посмотрел расписание, автобус уехал без меня. Чтобы не ждать два часа нового автобуса, я отправился в путь через Черновские. Начал голосовать. Словил первую машину, вторую. Когда уезжаешь из Читы, очень трудно ловить машины. У нас это не принято. У нас водители боятся автостопщиков, а не наоборот.

Какая была первая остановка в твоём маршруте?

– Улан-Удэ. Обычно я составляю маршрут так, чтобы к вечеру быть в большом населённом пункте. До Улан-Удэ я добирался примерно часов 12 или 15. Хотя ехать-то 500 км.

Никто не останавливался. Я стоял на 40-градусной жаре в какой-то деревне минут 40, в другой – часа полтора. Время к вечеру, я понимаю, что скоро закат, а я за 8 часов проехал всего лишь 180 км. Расстраиваюсь. В голове два варианта: либо возвращаться в Читу, либо продолжать путь. Решаю не сдаваться. К счастью, остановился автомобиль. Мы за три часа добрались до посёлка около Улан-Удэ.

Почти девять часов вечера. Гром, дождь. Ночью автостопить у меня нет опыта, поэтому я решил сойти с дороги и заночевать. Поставил палатку. Вот тогда было жутко. Я один. Ветер. Дождь. Спал с ножом под подушкой. Мне постоянно казалось, что кто-то бродит возле.



Снова на дорогу я вышел часов в 10 утра, меня начали подбирать. К шести часам вечера был уже в Иркутске. Это один из участков, который я прошёл очень спокойно, без происшествий, на двух машинах. Можно сказать, рекорд для автостопщика. От Читы до Улан-Удэ я поменял примерно 12-15 машин, меня подвозили на 20, 50, 100 км.

В Иркутске ты сделал передышку или сразу отправился дальше?

– Я там пробыл два дня. У меня в Иркутске подруга и брат. Следующий пункт назначения – Красноярск. Это ещё 1000 км. Погода непостоянна. Садишься в машину, на улице жара, едешь – ливень. И ты понимаешь, что тебя сейчас где-нибудь высадят под ливнем. Мне везло.

Шесть часов вечера, я доехал до населённого пункта примерно в 500 км от Красноярска. Расстроился, что опять где-нибудь на поляне спать буду. И тут подъехал автомобиль, а за рулём женщина. Первый раз меня подвозила женщина. Мы с ней всю дорогу разговаривали. Оказалось, она занимается дайвингом, является торговым представителем. Мы с ней настолько разговорились, что на следующий день продолжили путь. Она поняла, что я нормальный парень, дала мне свой номер, и на следующий день заехала за мной, не обманула, не побоялась.

Путь до Красноярска прошёл гладко. Снова две машины – и я в Красноярске. По городу меня даже повозили немного, показали. И там я встретился с одноклассницей, а на следующий день уехал в Новосибирск.



Дорога была такой же спокойной?

– В основном, да. Но было десять часов вечера, а до Новосибирска я так и не доехал. Думаю, всё, надо ставить палатку. И в этот момент решаю начать автостопить ночью.

А в чём отличия?

– Нужно взять фонарик и светить на себя и на руку. Чтобы было тебя видно издалека. Я так простоял примерно час и словил машину, которая довезла меня до Новосибирска. Меня там уже друзья ждали. За день проехал 1000 км. Там я пробыл неделю. Много друзей, каждый день был расписан.

Что случилось на маршруте до Омска, если ты так и не доехал до конечной точки маршрута?

– Со мной приключилась криминальная история. Я поймал машину, сел на переднее сиденье, вещи кинул на заднее. Мы почти доехали до Омска, но водитель сказал, что ему надо свернуть в деревню. Мы остановились, я вышел, а он уехал со всеми моими вещами.

Шок. Я на трассе в шортах, в кепке и с телефоном. Это всё, что осталось. Я выбежал на середину дороги и пытался остановить машины, чтобы догнать вора. Бесполезно. В итоге меня до Омска довёз парень, мы заехали в отделение полиции, и начались разбирательства. В конечном итоге нашли номер машины. Сняли с камеры заправки, где мы останавливались. Личность мужчины не установили, потому что машина оформлена на другого человека.

В Омске я тоже пробыл десять дней. Успел повидать город, встретиться с одноклассниками, познакомиться с новыми людьми. Даже успел сняться в местных новостях. Родители подруги работают на телевидении. И чтобы помочь делу, они решили «раздуть» мою историю, чтобы полиция начала двигаться.
В конце концов, я восстановил документы, купил билеты на поезд в Читу.

На что, ты ведь в дороге остался ни с чем?

– Во время путешествия я вёл блог в Инстаграме, выкладывал фото и видео. И после кражи я записал видео, что моё путешествие закончилось, меня обокрали. Очень много людей откликнулось. Есть такая группа «Автостоп Community». Оттуда было очень много откликов. В совокупности мне скинули 10 тысяч. И тут я понял, что хорошие люди в стране есть!

Поедешь ещё автостопом?

– Конечно! Но хочется попутешествовать на Западе, где больше дорог, больше городов, где ты не будешь проводить по 12 часов в машине. Посмотреть центр России. И уже не одному, а в компании.

Какие советы дашь начинающему автостопщику?

– Первое – не бояться! Купите рюкзак, палатку, спальник. Вещей – по минимуму: запасная пара обуви, тёплые вещи, одежда для выхода в город. Аптечка. Крупы, макароны, тушёнка, вода, котелок, кружка, ложка.

Нужно продумывать маршрут, точки отдыха. Скачайте «2Гис» на телефон, закачайте заранее туда все города, в которых будете, чтобы даже при отсутствии Интернета вы смогли ориентироваться в городе.

По моему печальному опыту, нужно деньги и документы хранить отдельно в специальной дорожной сумке, которую не выпускать из рук. Когда садитесь в машину, запоминайте и записывайте номер.

Как правильно автостопить?

– Встать в двух метрах от дороги, палец вверх, стоять уверенно, стараться уловить взгляд водителя, улыбаться, выглядеть опрятно. Одеваться желательно в яркое, чтобы быть заметнее.
Водитель остановился. Нужно подойти к нему и сказать, что вы автостопщик, попросить подбросить. Некоторые думают, что вы хотите поехать за деньги.

Как вести себя в пути?

– Желательно разговаривать. Вам водитель предоставляет услугу, он вас довозит, вы отплачиваете тем, что составляете ему компанию. Если видите, что человек молчаливый, не пытайтесь его разговорить. Старайтесь быть на его волне. Ваша задача – создать как можно более благоприятное впечатление от автостопщика. То, как вы поведёте себя в машине, напрямую отразится на том, будет ли в дальнейшем человек брать других автостопщиков.

Что делать с ночлегом при путешествии?

– Если у вас нет друзей в городах по маршруту, обратитесь в группы «Автостопкомьюнити» в соцсети «ВКонтакте». Люди откликаются. Безвозмездно. По принципу: ты помог, тебе помогли. Но если не получается получить ночлег, ищите дешёвый хостел. Если нет денег, можете поставить палатку или погулять по городу.

Дорого обходятся путешествия автостопом?

– Задача традиционных автостопщиков – потратить как можно меньше денег и пройти как можно больше. Есть люди, которые выходят со ста рублями и возвращаются с той же суммой. Я нормально питался, останавливался в гостинице. По 300-500 рублей в день выходило. Для меня интересен сам процесс путешествия, знакомство с людьми, а не процесс выживания. Поэтому я трачу во время путешествия достаточную сумму.

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Беседовала
Виктория Благодаренко

Фото из архива героя
«Читинское обозрение»
№12 (1444) // 22.03.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).