Земной поклон тебе, учитель

Валентина Путинцева - несущая свет


В сентябре школа №5 Читы отметила своё 75-летие, собрав выпускников и учителей разных лет. Директор школы Ольга Павловна Сущих объявила, что несколько учителей представлены к правительственным наградам. И среди них – Отличник народного просвещения, заслуженный учитель, лауреат медали «За заслуги перед Читинской областью», победитель областных и российских конкурсов «Учитель года», делегат съездов народного образования Валентина Константиновна Путинцева.

Книги от Льва Толстого
Посёлок Букука Оловяннинского района. Основное производство – горнорудное предприятие по добыче и обогащению одного из редкоземельных металлов – вольфрама. Сюда по вербовке в середине 30-х устремились, спасаясь от голода, люди с Волги, Украины, Белоруссии. Среди них – будущие родители Валентины. Отец работал в электроцехе механиком, мать наравне с мужчинами добывала руду в шахте. Жили в бараках для переселенцев. В семье родились четверо детей, двое умерли крохами. Вале не было и пяти, когда отец ушёл из семьи. На плечи девочки легли заботы по дому, пока мама была на работе. 

В годы войны на рудник привозили кое-какие продукты, поставляемые по ленд-лизу Америкой в Советский Союз. Однажды в доме устроили настоящий праздник: мама принесла вкусно пахнущий кусок колбасы, красивое детское платье из воздушной прозрачной ткани и мужские ботинки 46 размера. Правда, от зажжённой спички платье вспыхнуло, свернувшись в чёрный комок... Ботинки были прочные, крепкие, но тяжёлые, и восьмилетний брат ходил, волоча их на ногах. Помнит Валя и пленных японцев, солдат бывшей Квантунской армии. Они жили в отдельных лагерях и использовались на работах в шахтах и лесозаготовках.

Но самое приятное впечатление из детства до сих пор остаётся от прочитанных книг. Старший брат был хулиганом, заводилой среди пацанов, но много читал. Глядя на него, увлеклась книгами и Валя. Читали при керосиновой лампе, иногда под одеялами, втайне от мамы. 

Закрыли поселковую библиотеку – всю литературу забросили на чердак одного из домов. Среди развалов попадали книги Льва Толстого, отправленные писателем местному рабочему Василию Казанцеву. В то время многие из Забайкалья писали известным литераторам с просьбой выслать их книги. И присылали! Среди таких вот сокровищ много времени проводила Валя. Кто бы мог предположить, что детское увлечение превратится в большую любовь к литературе и станет главным в её жизни.

Учительство близко поэзии
Но поэт может себе позволить замкнуться, учитель же обязан нести себя людям. И он учит, в том числе и поэтов, и писателей, и читателей. Невелик труд из года в год повторять строчки учебника, а стать выдающейся личностью в учительстве не так-то просто. Это выбор человека с богатым внутренним миром и сильной волей. 

Такой выбор сделала Валентина Константиновна, положив на алтарь учительства весь свой жизненный опыт. Казалось бы, зачем ей, увенчанной знаками отличия, вкладывать себя без остатка в школьников, создавать оригинальные формы и методики? Могла бы почивать на лаврах. Могла бы писать кандидатскую, да и докторскую потянула бы при её жизненном и педагогическом опыте. Но дар не подвластен разуму. И он зовёт и ведёт к тем, кто только начинает свою осознанную жизнь, и не просто ведёт, а расширяет тропу познания для тех, кто рядом, и для тех, кто пойдёт за ней вслед. 

Она не думала, что станет преподавать русский язык и литературу. Петровск-Забайкальское педагогическое училище выдало красный диплом по специальности «Учитель начальных классов». И одновременно – направление в Улан-Удэнский институт на физмат. Проучилась год и осознала, что больше «тянет» к литературе, а не к физике и математике. К тому же тяжело заболела мать (мучила болезнь лёгких – силикоз), сказались годы работы в шахте. Младших брата и сестру надо было поднимать на ноги. Перевелась в Читинский пединститут на заочное отделение, но выбрала филологический факультет. Устроилась в школу №9 преподавателем музыки и пения в младших классах. Получила квартиру, хоть и неблагоустроенную, но свой угол. Забрала к себе младших. 

Первая в Чите школа-интернат
20-й съезд партии поставил задачу создать в стране сеть школ-интернатов, собрать под одну крышу детей из неполных, малообеспеченных, многодетных семей. В 1956 году такая школа-интернат была открыта в Чите. Коллектив подбирался очень тщательно: сюда направляли лучших специалистов. Валентине Константиновне довелось работать в те годы, когда директором был Николай Александрович Доронин. О том, какой это был замечательный человек, до сих пор вспоминают и бывшие воспитанники, и те, кому довелось быть рядом с ним. Интеллигентный, всегда опрятный, никогда не повышал голоса. Культура его поведения призывала соответствовать той планке, которую он задавал. 

Школа давала не только десятилетнее образование, но и обеспечивала физическое, эстетическое, нравственное развитие учеников. Волейбол, футбол, хор, духовой оркестр, столярный цех, сапожная мастерская, пришкольный садово-огородный участок. И всё это осваивали воспитанники под руководством наставников. Летом все выезжали в лагерь на берегу Читинки в районе Смоленки. 

Валентину Константиновну назначили заместителем директора по воспитательной части. Успевала она преподавать русский язык и литературу.
– Эти дети отличаются от других, выросших в домашних условиях. Они всегда помогают друг другу. Многим из них сейчас уже по 60 лет, а они звонят, делятся своими проблемами. Им всегда нужны совет, доброе слово, поддержка. Я для них всё та же мама, как и в детстве. У нас была большая дружная семья. И это наложило отпечаток на всю жизнь, – вспоминает Валентина Константиновна.

Литературный клуб «Забайкальцы» 
Вот уже сорок лет она меряет шагами одну и ту же дорогу: от дома до родной школы №5. Каждый раз по пути размышляет, о чём будет говорить сегодня. 

Прежде чем приступить к заданной теме на уроке или к какому-либо действу вне урока, надо продумать основные концепции, пробудить любопытство, заинтересовать в предстоящих изысканиях по языку, музыке, истории, литературе. Но и этого мало. Надо ещё и любить тех, кого учишь. 

Среди учеников Валентины Константиновны очень высокая успеваемость. Но можно ли хорошо познать предмет, не любя учителя? Конечно, нет. Значит, любовь взаимная. Этим всё объясняется: и высокие показатели успеваемости, и желание подражать, побольше вобрать в себя.

35 лет тому назад Валентина Константиновна проводила во взрослую жизнь свой ставший таким дорогим первый выпуск. Встречам со своими «бывшими» всегда радуется, расспрашивает, и вместе вспоминают-вспоминают... С ними-то она и организовала школьный литературно-краеведческий клуб «Забайкальцы», известный на всю Россию. 

Всё началось с чтения и обсуждения книг забайкальских авторов, факультативов, интересной поисковой работы в четырёх аспектах под общим названием «Толстой и Забайкалье», подготовленной к 150-летию писателя. С рефератами юные литературоведы были приглашены на шестой Всероссийский литературный праздник в Туле, посвящённый юбилею. Среди семисот участников – делегация школьников из Читинской области. Возложение цветов к памятнику писателя, посещение спектакля в драмтеатре имени Горького, музыкального салона, беседы с людьми, близкими к семейству Толстовых, и... встреча с Ясной Поляной. 

– Мы прошли мимо круглых башенок при въезде в Ясную Поляну и вступили на берёзовый «прешпект», где так любил гулять Толстой. Казалось, закрой глаза, прислушайся и услышишь голоса деревенских баб, которые перекликаясь, полощут бельё в пруду, увидишь самого Льва Николаевича, – рассказывает Валентина Константиновна. – И вот мы идём по дому-музею. Комната, где семья обедала, отдыхала, кабинет писателя, спальня, обставленная скромно. Секретарская комната под сводами, где он работал над романом «Война и мир», комната, где прощались с Толстым... Молча выходим из дома, идём к могиле писателя. Святые минуты... 

Домой увозили дипломы в разных номинациях и подарок – тульский самовар. И ребят уже невозможно было остановить. Стало ясно: нужна не только поисковая, но и литературоведческая, искусствоведческая работа, секция книголюбов. 

Приближалось 85-летие Владимира Маяковского. Члены клуба устроили выставку. Рисовали, фотографировали, отбирали самое главное. В школьных конкурсах были выявлены пятеро лучших. Вот они и повезли экспозицию в столицу на седьмой Всероссийский праздник, устраиваемый в честь юбилея.

Москва. Красная площадь, Мавзолей Ленина, Могила неизвестного солдата, проход у Кремлёвской стены. А потом – Москва Маяковского, встречи с известными людьми: поэтами, артистами, режиссёрами... Слушали «живьём» знаменитый хор Центрального радио и телевидения под управлением Попова.

Но самым волнующим для читинцев оказалось закрытие праздника. Открыв заседание, замминистра просвещения РСФСР Л.К. Балясная объявила: «Слово выпускнику средней школы №5 города Читы – народному артисту РСФСР, лауреату Государственной премии Юрию Мефодьевичу Соломину». Юрий Мефодьевич взял микрофон: «Я прошу считать меня седьмым участником читинской делегации. От её имени сейчас я выступаю. Закончив среднюю школу №5, я с томиком Маяковского ехал в Москву поступать в театральное училище. На всех трёх отборочных турах читал стихи о советском паспорте». Зал взорвался овациями, приветствуя знаменитого выпускника читинской школы, читинскую делегацию и Читу. Дипломами первой степени были награждены и делегация в целом, и каждый в отдельности, и средняя школа №5 Читы за литературно-краеведческую работу. 

Литературный клуб «Забайкальцы» много раз ещё принимал участие во встречах, конференциях, юбилеях, праздниках, торжествах, посвящённых Есенину, Блоку, Шолохову, Тургеневу, Лермонтову... Выезжали в Рязань, Ленинград, Шахматово, Спасское-Лутовиново, Тарханы, Краснодон, Ульяновск, Хабаровск, Иркутск, Владивосток. 

Школьный музей
Чтобы все изыскания, находки, фотографии, рефераты, переписка с разными музеями, архивами, библиотеками, накопленный материал никуда не пропадали, появилась необходимость где-то всё это сосредоточивать. Так возник литературный музей. Школьное руководство одобрило эту идею и выделило отдельную комнату. Дети сами вырубали в стенах ниши, строили каркасы для стендов, красили, белили. И назвали его именем забайкальского писателя Н.Т. Ященко (между писателем и школьниками завязалась большая дружба).

Музей стал гордостью школы, ведь подобных – в наших школах нет. Разделы и стенды посвящены протопопу Аввакуму, декабристам, революционерам-демократам, первым писателям и поэтам Забайкалья, современным прозаикам, литературе о войне, деревянному зодчеству Читы. Есть книги по краеведению. В шкафах – каталоги, исследования, доклады, переписка. 

Валентина Константиновна всё своё время между уроками и часы, свободные от них, проводит не в учительской, а в музее. Дверь открыта. Забегают ученики, спрашивают понадобившуюся книгу, заходят «на огонёк» учителя, родители. Хозяйка всегда доброжелательна, спокойна, без тени высокомерия. Хотя о ней самой, её почётных званиях, наградах, победах в региональных и российских конкурсах, участии в съездах, слётах можно говорить и писать очень много. Но она этого не любит, в разговоре скромно умалчивает об этом. Думаю, именно о таких, как она, сказал В.О. Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». 

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Людмила Арзамасцева
Фото из архива В.К. Путинцевой

«Читинское обозрение»
№48 (1376) // 2.12.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

 

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).