Трагический крестный ход

19 июня 1918 года в Чите произошло одно из первых трагических событий Гражданской войны


19 июня 1918 года в Чите произошло одно из первых трагических событий разворачивавшейся Гражданской войны. В этот день около тысячи верующих читинцев собрались на площади перед собором Александра Невского (ныне – площадь Ленина). И двинулись оттуда к городской тюрьме.

Этому предшествовала целая цепочка событий. О части из них в том же году 7 ноября напомнила издававшаяся в Чите газета «Русский Восток» (её подшивка хранится в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А.К. Кузнецова). В статье «Процесс 19 июня» автор справедливо написал: «За основание событий надо принять поднятое большевиками гонение на Православную церковь, которое началось гораздо раньше ликвидации Консистории, а именно с разграбления в начале марта месяца окрестными крестьянами Иргенского Миссионерского Стана… Вторым этапом в развитии событий была реквизиция Архирейской дачи… Третий этап – арест священников в связи с реквизицией миссионерской школы в Чите и «изъятием Духовной Консистории из рук духовенства» – лишь обострил события, ускорил их, но самостоятельного значения в развитии событий не имел. Выступление в Чите православных верующих с протестом против гонения на Церковь советской власти было неизбежно, хотя, может быть, и не в той форме и не так скоро».

Консистория в то время фактически была главным органом управления Забайкальской епархией. Здесь хранились все документы, велась хозяйственная и финансовая деятельность, работали канцелярия и приёмная архиерея.

Власти потребовали сдачи метрических книг в только что учреждённый ЗАГС и уничтожения всех домовых церквей.

Отдать здание консистории советской власти означало уничтожить церковную жизнь на территории Забайкалья. Позволить этого не мог ни местный епископ Мелетий, ни священники, которые тогда работали в консистории. Они отказались отдавать ключи и документы. И были арестованы. Вот собравшиеся 19 июня верующие и пошли к тюрьме с требованием освободить священников Николая Подгорбунского, Александра Замятина, Сергия Старкова, Василия Богоявленского, Николая Стрелкова и ещё нескольких сотрудников Забайкальской духовной консистории.

У Окуловского подворья (ныне угол улиц Николая Островского и Амурской) крестный ход встретили вооружённые красноармейцы. Когда верующие не подчинились требованию разойтись, был дан залп. Как позже показали свидетели этой трагедии, русские стреляли поверх голов, а военнопленные венгры – по толпе. Несколько человек были ранены, а девушка Прасковья Баранова убита. На следующий день было арестовано ещё несколько священников и девять прихожан.

Их судили в августе, когда советская власть уже, как говорится, была на волоске. Процесс шёл несколько дней. Всю вину за трагедию пытались взвалить на духовенство. «Архиепископ Мелетий не принимает мер успокоить шествие. Кровавое дело делается: убита женщина христианка, искалечен христианский мальчик и христианин мужчина», – говорится в материалах дела, хранящегося в архиве управления МВД по Забайкальскому краю.

До падения советской власти в Чите оставались считанные дни. Может, поэтому приговоры были достаточно мягкими и ни одного – расстрельного.

В советский период был сделан однозначный вывод (когда-то его разделял и я), что «главными вдохновителями и организаторами мятежа были попы и поддерживавшие их силы контрреволюции». Однако анализ документов, наконец-то ставший достоянием не только учёных, но и общественности, помог установить истину.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 


Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№25 (1561) // 19.06.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).