Новый кодекс гаишника

Что полезно знать водителю о новом административном регламенте работы ГИБДД


Под конец 2017 года вступил в силу новый административный регламент работы ГИБДД. Он определяет порядок взаимодействия сотрудников ГИБДД и участников дорожного движения. Часть новаций вызвала критику автолюбителей. Так что же изменилось? Разобраться в этом нам помогли в УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю.

Вступивший в силу в октябре 2017 года регламент – документ ведомственный. В иерархии нормативных актов он находится на последней ступени после закона «О полиции», Правил дорожного движения и др., но касается всех без исключения автомобилистов. К чему же надо быть готовым при встрече с инспекторами на дороге и как контролировать законность их действий?

Тормозить могут где угодно
Одно из наиболее обсуждаемых нововведений – из регламента исключена норма, запрещающая сотрудникам ГИБДД останавливать транспортные средства для проверки документов вне стационарных постов. Ранее так делать можно было только в рамках проведения рейдов или спецопераций. Теперь тормознуть могут в любом месте. При этом сотрудник ГИБДД может находиться даже без патрульной машины. Нововведение оправдывается тем, что за последние несколько лет число стационарных постов сократилось в 3-4 раза, а количество автотранспорта и водителей, наоборот, выросло.

Кроме того, инспекторов наделили правом останавливать автомобиль для проверки документов, удостоверяющих личность не только водителя, но и пассажиров, если есть данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или их нахождение в розыске.

Сотрудники выбирают место, время, формы и методы осуществления надзора за дорожным движением не по собственному усмотрению, а по приказу и согласованию с руководством подразделений ДПС. У каждого экипажа имеется специальная маршрутная карта, в которой прописано, где полицейские должны нести службу. Убедиться в правомерности работы экипажа водитель может, позвонив в дежурную часть ГИБДД.

Засады в законе
Ситуация с пресловутыми засадами в кустах неоднозначная. С одной стороны, в регламенте прописано: «Патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения», что «действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются».

С другой стороны, есть исключения. Так, в случае проведения фото- и видеофиксации нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован, но исключительно при помощи естественного ландшафта. Прятаться разрешено за переломами рельефа местности, поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры. А вот деревья и кустарники вне закона. Поэтому знакомые большинству водителей ситуации, когда патрульную машину не видно за поворотом, бугром или оградой, по-прежнему возможны.

По соображениям безопасности, сотрудники ДПС, дежурящие в условиях ограниченной видимости и в тёмное время суток, должны быть одеты в светоотражающее снаряжение, а также при наличии возможности (какой именно, в регламенте не уточняется), включать на патрульной машине специальные световые сигналы. Это нововведение должно уберечь водителя от того, что его автомобиль ночью попытается остановить постороннее лицо, не имеющее отношения к ГИБДД.

Документы спустите с цепи
При остановке автомобиля инспектор вправе потребовать у водителя документы. Теперь их нужно предъявлять инспектору не только без обложки, но и без всевозможных удерживающих устройств: цепочек, шнурков и зажимов, которыми некоторые водители привязывают права к себе или к автомобилю, чтобы инспектор не мог забрать их для проверки в патрульную машину.

Кроме того, в документы запрещено вкладывать посторонние предметы – в противном случае инспектор вернёт документы и попросит передать их без лишних элементов.

Снимать не запрещается?
Из регламента исчезло положение, которое запрещало сотрудникам дорожной полиции препятствовать гражданам осуществлять видеозапись. Многие автовладельцы и правозащитники восприняли это как нарушение законодательства. Однако в ГИБДД поясняют, что инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи. К тому же нет необходимости дублировать в регламенте норму, закреплённую в законе «О полиции» в статье 8, согласно которой деятельность полиции является открытой и публичной.

Конституция РФ закрепляет право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Есть, конечно, и ряд исключений, ограничивающих право граждан на видеосъёмку. Так, снимать запретят в условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий, спецопераций, а также в целях защиты государственной или иной охраняемой законом тайны. Ну, и, конечно же, водитель во время съёмки своими действиями не должен мешать полицейским исполнять служебные обязанности. При этом сам инспектор также вправе снимать всё происходящее не только на служебную, но и личную аппаратуру.

Новые правила прямо указывают, что сотрудники дорожной полиции при наличии возможности должны исполнять свои служебные обязанности в поле зрения систем видеонаблюдения, размещённых в патрульных машинах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. В случае возникновения конфликтных и неоднозначных ситуаций это поможет прояснить все обстоятельства дела. Но оговорка «при наличии возможностей» делает это правило для сотрудников необязательным.

Законопослушным гражданам видеорегистратор может помочь в сложной ситуации, а вот любителям нарушать правила, напротив, сослужить дурную службу. Регламент наделил сотрудников ДПС правом изымать карту памяти видеорегистратора установленного в машине нарушителя. Содержащиеся на ней видеозаписи могут быть приобщены к делу о правонарушении как доказательство, например, если автовладелец не согласен с указанным нарушением.

Кстати, процесс освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или досмотра транспортного средства в случае отсутствия понятых инспектор может снять даже на свой мобильный телефон, имеющий функцию видеозаписи. Но о проведении съёмки в обязательном порядке инспектор должен оповестить всех участников.

Знак свыше
Из регламента исключили положение, запрещающее применение устройств контроля скорости и камер автоматической фиксации нарушений на участках автодорог, где ограничения движения установлены временной разметкой и временными дорожными знаками. Сейчас выбор места установки средств автоматической фиксации не ограничен и осуществляется на основе повышенных показателей аварийности. Получается, что камеру на треноге или инспекторов на патрульной машине вполне реально встретить в зоне действия временных ограничений, например, в месте проведения ремонта, что раньше было категорически запрещено. Даже если ремонт дороги закончен, а дорожники забыли убрать временный знак, то за нарушение можно получить штраф.

Если трезвый ты…
Если инспекторы подозревают у водителя признаки алкогольного либо наркотического опьянения, то в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи они отстраняют водителя от управления автомобилем. Основания при этом могу быть такие: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожи лица, покрасневшие глаза, поведение, не соответствующее обстановке.

После отстранения подозреваемому предложат пройти освидетельствование на месте с помощью алкотестера либо доставят в медучреждение наркологического профиля.

Если после сданных анализов алкогольное опьянение не выявлено, то водителя в обязательном порядке должны доставить обратно к его машине либо к месту её нахождения. В регламенте прописано, что при этом инспектор ДПС должен принести извинения законопослушному водителю.

Три «счастливых» дня
В случае грубого нарушения ПДД инспекторы не должны изымать водительское удостоверение на месте правонарушения и запрещать эксплуатировать автомобиль. Нарушители, лишённые права управления транспортным средством, обязаны будут самостоятельно в течение трёх дней после получения протокола сдать своё водительское удостоверение в отделение ГИБДД.

Кроме того, теперь только суд может вынести решение о снятии регистрационных номерных знаков с автомобиля.

ДТП: как оформить
Ряд поправок носят технический характер. Они призваны упростить жизнь инспекторам и автовладельцам.

Например, в список обязанностей сотрудника ГИБДД больше не входит составление и выдача справки о ДТП его участникам на месте происшествия. Водителям предоставляется копия протокола о ДТП или копия постановления по делу об административном правонарушении, в которых должна содержаться информация, необходимая страховым компаниям, а именно: данные об участниках и обстоятельствах ДТП, номер полиса ОСАГО, информация о полученных автомобилем повреждениях и так далее. Однако напомним, что регламент – это внутренний документ, и он не отменяет правил страхования авто по ОСАГО, устанавливаемых Центробанком. Согласно этим правилам, страховые компании имеют право требовать от автовладельцев именно справку о ДТП, причём в оригинале.

С 1 января 2017 года автовладельцы имеют право оформлять полис ОСАГО онлайн в электронном варианте, это удобно и экономит время. В свою очередь новый регламент официально разрешил предъявлять сотрудникам ДПС не только бумажный полис, но и его аналог, распечатанный на бумаге самостоятельно.

Инспекторы вправе предложить участникам ДТП оформить ДТП по европротоколу без выезда на место происшествия уполномоченных сотрудников полиции.

Все материалы рубрики "Темы"

 

 

Денис Приходько
«Читинское обозрение»
№2 (1486) // 10.01.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).