Здравствуй, Белый месяц!

В Забайкалье встретили Сагаалган


5 февраля наступил Сагаалган – торжественный праздник, означающий приход Нового года по лунному календарю. С древности с этим днём связывали множество традиций, поверий и примет. Давайте обратимся к некоторым из них.





Название праздника произошло от монгольских слов «саган» – белый и «сар» – месяц. Белый цвет всегда был особо почитаемым среди монголоязычных народов, он символизирует чистоту, доброе начало и благоразумие. Известный итальянский путешественник Марко Поло, ставший свидетелем празднования Сагаалгана в Монголии, отмечал, что «белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и одеваются в белое, чтобы весь год было счастье и благополучие». Сагаалган имеет очень древнюю историю. Сперва Белый месяц отмечали осенью, но в XIII веке внук Чингисхана Хубилай перенёс его на конец зимы. В советские годы Сагаалган не праздновали, однако в последние годы традиция вновь возрождается.





Подготовка к Сагаалгану начинается примерно за месяц до праздника. Люди стремятся навести порядок, избавиться от мусора. Заранее заготавливаются впрок продукты для праздничного стола. До наступления Сагаалгана стараются отдать старые долги, уладить ссоры. И в старину, и сейчас по случаю праздника в дацанах организовывались торжественные службы – хуралы.





Бутуу удэр – так называют сутки перед Сагаалганом. Этот день символизирует уходящий старый год. В старину накануне праздника обязательно делали подношения домашним божествам. Перед их изображениями зажигались лампады, ставились угощения. Не забывали и о поклонении хозяину огня. Для этого все члены семьи должны были отломить по кусочку от всех блюд и бросить в огонь, говоря при этом магические слова.









С Сагаалганом связано два очень важных божества: Белый Старец (Сагаан Убгэн) и богиня Балдан Лхамо. Белый Старец почитается как покровитель плодородия, благоденствия и семейного благополучия. Ему посвящено множество легенд и поверий. По одной из них Сагаан Убгэн изначально родился стариком. Это была месть бурханов, которым его мать не дала напиться. За это они запечатали её чрево на сто лет.





Балдан Лхамо считается хранительницей Учения Будды, богиней времени и судьбы. Наступление Белого месяца связано с тем, что она прилетает на землю, вызывая приход весны.

В отличие от европейской традиции, по которой Новый год наступает в полночь, Сагаалган приходит рано утром вместе с рассветом. В это время глава семьи должен первым выйти на улицу и поприветствовать восход солнца. В первый день Сагаалгана нужно обязательно посетить и поздравить всех родственников. Поверье гласит, чем больше гостей в этот день придёт в дом, тем удачнее будет год. Особое внимание всегда обращали на первого вошедшего в дом гостя или первого встреченного на улице. Считается, что если это – человек со счастливой судьбой, то и год будет счастливым. Встречаясь, люди приветствовали друг друга особым жестом «золгох». Младший должен протянуть старшему руки ладонями вверх, а старший положить свои руки сверху ладонями вниз. Обязательно для Сагаалгана подношение подарков. В старину любили дарить ткань, чай, табак.







В первые дни Сагаалгана были популярны всевозможные традиционные игры: «пёстрая черепаха», «круг», «загонять оленя» и другие. У каждой игры свой особенный смысл. Кроме игр, популярностью пользовались гадания: составлялись гороскопы, делались предположения о приплоде скота в новом году.

Кстати, длится Сагаалган целый месяц, за это время можно успеть встретиться со всеми друзьями и родственниками.







А что же ставят на стол в праздничные дни? Важное место всегда занимали мясные блюда. Самому уважаемому или старшему по возрасту гостю традиционно подавалась баранья голова (тоолэй). Из баранины готовят также убсуун – грудинку, шухан – кровяную колбасу, бухэлеэр – отварное в бульоне мясо. Ни один стол не обходится без всеми любимых поз.

Ключевая роль в бурятской кухне отводится молочным продуктам. Излюбленный десерт – молочные пенки (урмэн). Подают на стол также сушёный творог, чай с молоком и саламат.
Сегодня Сагаалган – это по-настоящему народный праздник.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Ирина Ковалёва
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№6 (1542) // 06.02.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).