«Салют-7»

История космического подвига


Ровно 60 лет назад над планетой произошло чудо – в небесах взошла и помчалась, возвещая весь мир легендарными сигналами «бип-бип», первая рукотворная звезда. Советская. Звезда по имени Спутник. 4 октября 1957 года цивилизация Земли вступила в новую эру своего развития – космическую!

Космос: начало

Всего через четыре года после запуска СССР первого в мире искусственного спутника Земли, в космос отправился её первый человек – Юрий Гагарин. Ещё через три года, покинув борт космического корабля «Восход-2», во вселенский океан шагнул Алексей Леонов, а начиная с 1971 года люди стали космическими долгожителями. В космосе появилась первая в мире долговременная орбитальная станция «Салют», породившая собой целое семейство сменяющих друг друга космических «домов». Космос начал обживаться. Грозное внеземелье продолжало «поставлять» людей-героев. Это произошло очередной раз в первых числах июня 1985 года в суровой реальности. Это произойдёт 12 октября 2017 в такой же беспощадной реальности кинематографической.

«Салют-7»: выбило «пробки»
Над Землёй неслась запущенная ещё 12 апреля 1982 года тяжёлой ракетой-носителем «Протон» надёжная и обжитая космонавтами махина станции «Салют-7» длиной свыше 14 метров и весом более 20 тонн. Станция с 29 июля 1984 года «отдыхала» от людей, работала в беспилотном режиме и ожидала новых «постояльцев».

12 февраля 1985-го во время очередного сеанса связи телеметрия, идущая со станции на Землю, в Центр управления полётами (ЦУП) вдруг сообщила: «Из-за перепада тока в бортовом электрооборудовании сработала защита, отключившая первый, основной, радиопередатчик системы дальней радиосвязи...». На станции выбило «пробки», в результате чего возникла угроза дальнейшего «неподчинения» станции ЦУПу. Ситуацию усугубил «человеческий фактор» – руководитель новой дежурной смены ЦУПа вместо того, чтобы дать команду перейти на второй, резервный радиопередатчик команд, начал пытаться перезапустить первый, закапризничавший. В итоге короткое замыкание первого радиопередатчика на борту станции привело к необратимому нарушению схем питания и второго, резервного. Ситуация ухудшилась катастрофически – на следующем витке «Салют-7» вообще замолчал.

Космические воры из... США?!
Специалисты и руководство ЦУПа, ещё не знавшие причин «молчания», терялись в догадках, одной из которых была совсем уж мрачная: станцию могли похитить американцы!

Ситуация начала более-менее разъясняться. Без корректировки орбиты по сигналам, поступающим из ЦУПа, «Салют-7» начал снижаться. Возникла угроза схода станции с орбиты и неконтролируемому падению останков на поверхность Земли. Оставалось одно – срочно снарядить экспедицию для спасения сверхдорогой и ещё не выработавшей своего ресурса станции.

Опасная миссия «Памиров»
6 июня 1985 года в 10:39 по московскому времени с Байконура стартовал космический корабль «Союз Т-13». Кресло (ложемент) третьего космонавта и система автоматического сближения и стыковки со станцией были демонтированы. Освободившееся место заняли дополнительные запасы топлива, продуктов, воды, установлены дополнительные регенераторы очистки воздуха. Вместо системы сближения со станцией на боковой иллюминатор был установлен лазерный дальномер, облегчающий стыковку в ручном режиме «Союза» с «Салютом».

Через несколько минут после старта над Землёй поднялись «Памир-1» и «Памир-2» – такие «высокогорные» позывные были присвоены опытному командиру «Союза» (это был его пятый полёт) Владимиру Джанибекову и бортинженеру (второй полёт) Виктору Савиных.

Спустя двое суток корабль в автоматическом режиме подлетел к терпящей бедствие станции и начал сближение. На расстоянии в 4,4 км «Союз Т-13» перешёл в ручной режим управления. До станции оставалось 200 м, когда Джанибеков сократил скорость сближения до нуля, затем, включая на секунды двигатели корабля, облетел станцию и на «ювелирной» скорости в пределах всего 1,5 м в секунду (почти «пешеходной») вручную произвёл стыковку.

Мёрзлый орбитальный дом
Ещё на подлёте к станции космонавты увидели, что основные панели солнечных батарей не развёрнуты к солнцу – это значило, что на борту нет электроэнергии. Температура внутри «Салюта» оказалась 3-4 градуса. Дело было плохо – аккумуляторы станции могли уже полностью выйти из строя.

Станция осталась без воды – все запасы напрочь замёрзли. Систему водоснабжения «Родник», от которой зависела судьба космонавтов-спасателей, можно было восстановить, но для этого была нужна электроэнергия.

Шапки, варежки и консервы
Космонавты надели максимум имеющейся одежды, приготовленные ещё на Земле шерстяные шапки, специальные варежки и принялись за адскую работу.
Когда станционная холодина совсем уж изматывала героев, то они были вынуждены согреваться (вновь русская космическая смекалка!) банками консервов. Не простыми, а саморазогревающимися – толкали банки под верхнюю одежду, «включали» и на некоторое время радовались теплу, которое вырабатывала «жестянка».

10 июня благодаря профессиональному мастерству космонавтов при помощи двигателей «Союза» станция была повёрнута к солнцу под другим углом, и на солнечные батареи устремился поток лучей. К следующему дню космонавты смогли проверить и зарядить почти все аккумуляторные блоки (советские электротехнические устройства с честью вынесли незапланированные испытания холодом). «Салют-7» начал согреваться и оживать.

К 14 июня 1985 года, несмотря на риск, ценой героических усилий и высочайшего профессионализма космонавтов-спасателей станция была полностью восстановлена. Такова была реальность...

С ней мы столкнёмся воочию, чувствуя ледяное дыхание космоса и опасности спустя 32 года, в залах сотен кинотеатров России и в иллюминаторах – экранах «Бригантины» и «Удокана». 12 октября стартует второй «ступенью» после «разгонного блока» фильма «Времени первых», высокобюджетный (400 миллионов рублей), зрелищный космический кинопроект российских кинематографистов «Салют-7».

«Салют»-идея
Идею снять фильм о героическом полёте «Памиров» – В. Джанибекова и В. Савиных – подбросила творцам-кинематографистам история, хотя инициатор перенести её на экран всё же был – тележурналист и «фанат космоса» с «летающей» фамилией – Алексей Самолётов. Он же вошёл в сценарную группу. Командиром «Салюта-7» стал московский режиссёр (актёр, сценарист и продюсер) Клим Шипенко («Кто я?», 2010; «Любит не любит», 2014). Консультантами проекта помимо самих участников экспедиции «Союза Т-13» стали космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, глава «Роскосмоса» Игорь Комаров и специалисты Ракетно-космической корпорации им. Королёва.

О тонкостях сюжета
Сценаристы «Салюта-7» – А. Чупов, Н. Меркулова, А. Самолётов и К. Шипенко, опираясь на дневники «Памира-2» – бортинженера В. Савиных, решили упростить некоторые «детали», сделать их более понятными для зрителей. Заодно авторы в пользу большей динамики и напряжения сюжета картины добавили ряд сцен и эпизодов, которых не было в той героической экспедиции «Памиров».

Ещё в мае 2017 был выпущен официальный трейлер фильма «Салют-7», где были: фрагменты пожара на станции, «атака» станции метеоритами (или космическим мусором), скольжение космонавта по панели солнечной батареи, «скоростная» стыковка со станцией, отсек «Салюта», заполненный водяными шарами, и дальнейший «потоп», стычка космонавтов друг с другом, «космическая выпивка» и т.п. Эти сцены – художественный вымысел.

Кинокосмонавты
Воплощать образы В. Джанибекова и В. Савиных на экране было поручено актёрам Владимиру Вдовиченкову (командир корабля, космонавт Владимир Фёдоров) и Павлу Деревянко (бортинженер, космонавт Виктор Алёхин). Образ руководителя полётов, космонавта Валерия Рюмина создал актёр Александр Самойленко. Нашлось место в фильме и его режиссёру – Клим Шипенко исполнил роль американского астронавта.

Космос под Санкт-Петербургом
Основную часть бюджета «Салюта-7» поглотило создание полных копий в натуральную величину (включая внутренний интерьер) станции «Салют-7», корабля «Союз Т-13», ЦУПа и Центра подготовки космонавтов, а также строительство в пригороде Санкт-Петербурга большого съёмочного павильона, поскольку помещения студии «Ленфильм», на базе которой велись работы, не вмещали эти макеты и декорации.

В фильме было также задействовано оборудование, поработавшее в космосе. «Железо» предоставила для съёмок госкорпорация «Роскосмос».

На Земле в невесомости
Главной головной болью для киношников «Салюта-7» стала невесомость. В пользу максимальной реалистичности и достоверности авторы фильма по максимуму отказались от компьютерных спецэффектов и использовали методы создания киноневесомости, разработанные много лет назад советскими режиссёрами – М. Журавлёвым в фильме «Космический рейс» (1935) и гением «космических» спецэффектов Павлом Клушанцевым («Дорога к звёздам», 1957). Суть невесомости сводилась к способу расположения камер в декорациях, а также особой системе расположения подвесных систем.

Актёрам Вдовиченкову и Деревянко пришлось пройти серьёзную физическую подготовку, включая тренировки на центрифуге, бассейне гидроневесомости и в летающей лаборатории – специальном самолёте Ил-76, выполняющем в полёте «горку», в результате которой на борту появлялась невесомость, хотя и с ограниченным сроком действия – 26 секунд.

До киностарта «Салюта-7» и «Союза Т-13» с бесстрашными русскими смельчаками и профессионалами внеземного дела осталось всего семь суток! Читинские кинокосмодромы «Бригантина» и «Удокан» уже начали отсчёт.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№40 (1472) // 04.10.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).