Петь хочется

Или как мы развалили лучшее, что у нас было


В 1963 году президент США Кеннеди дал высокую оценку нашему отечественному образованию. Он сказал, что «увлечение этой нации образованием, безусловно, достаточно, чтобы превзойти достижения любой другой нации или системы». С тех пор советская система образования была признана одной из лучших в мире. Такой она и оставалась вплоть до начала перестройки. Михаил Сергеевич начал с ускорения научно-технического прогресса, и мы ускорились настолько, что развалили страну.

Всеобщая грамотность несильно поспособствовала великой державе, и самая читающая нация предпочла бесплатной медицине кремы и мази, заряжённые целителем Аланом Чумаком. Чудеса на нашу благословенную землю посыпались как из рога изобилия. «Модернизация», – как заклинание, забубнили реформаторы. «Реновация» – вторили им чиновники. Их всех вырастил и обучил Советский Союз, и вот эти амбициозные деятели «поумнели» настолько, что решили за неделю создать новую концепцию всего образовательного и научного пространства России.

Запах ладана пропитывал стены учебных заведений, даря учащимся спокойствие и смирение. Но, как ни странно, это не очень помогло. Уровень знаний наших детей стал снижаться со скоростью падающего ракетоносителя. И сегодня реформа образования, о которой так долго говорили, свершилась. По существу мы полностью уничтожили советскую модель.

Каковы были цели модернизации? Здесь всё просто. Деньги. Качественное образование стоит дорого. А основная идея преобразований – это оптимизация. Предложить взглянуть на школу и обучение как на обычную сферу услуг, которую не просто можно, а нужно предоставлять за плату. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, родителям ученика нужно существенно потратиться на репетитора. «Всеобщее и бесплатное» осталось в далёком прошлом, в наших светлых воспоминаниях. И, по всей видимости, там и останется.

Есть ещё одна тенденция: планомерный отказ школы от функции воспитания. Мы привыкли, что знания и воспитание – это две стороны одной медали. Но, как оказалось, воспитывать – для учебного заведения избыточно.

Каким образом детям будет прививаться любовь к Родине, и как они поймут, что граждане России должны быть патриотами, оставаясь при этом безликими и неинтересными для государства, не совсем ясно.

В современном мире будут востребованы компетенции. Или, проще говоря, умения. В лицеях и техникумах даже будет проходить чемпионат профессионального мастерства «WorldSkills », где учащиеся наглядно покажут, как они ловко орудуют рубанком или точно забивают гвоздь в крышку гроба советских ПТУ.

По словам Фурсенко, задача нынешнего образования заключается в том, чтобы «взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Откуда возьмутся те другие, умеющие творить, он не поясняет. Что ж, цели понятны.

Но для инновационной экономики, которую собирается строить правительство, нужны миллионы квалифицированных кадров. Если вы хотите роста экономики, то развитие человеческого капитала должно идти опережающими темпами. Однако количество бюджетных мест сокращается не только в вузах, но и в техникумах и лицеях. Конечно, соблазн максимально сократить расходы на образование за счёт полной ликвидации бюджетных мест велик. Но делать это решили постепенно. В Забайкальском крае этот вопрос стоит особенно остро. Никакой логики и продуманной стратегии в уменьшении бюджетных мест в училищах и техникумах края я не вижу.

В этом году многие абитуриенты средних специальных заведений вернулись в школы. Горный техникум дополнительно готов обучить 25 маркшейдеров за 58 тысяч рублей в год. Железнодорожный техникум просит за свои услуги уже 90 тысяч. Но даже на коммерческое направление в техникумы города желающих поступить больше, чем мест...

Но власть не дремлет. По проблемам образования решено ударить очередным национальным проектом. Цели там заложены просто удивительные. На их фоне колонизация Луны представляется вполне реальной. Надо опять аплодировать, только вот ладони ещё не отошли от бурного восторга по майским указам.

Проект ставит цель войти в десятку стран по качеству общего образования. Цифровизация, новые современные методы, индивидуальное и дистанционное обучение. Конкурентные вузы и кратное увеличение иностранных студентов. Карьерный рост учителей и даже психологи и просветительские сайты для родителей.

От такого захватывает дух, и петь хочется. Только вот что? Разумеется, вновь старые песни о главном. Ведь ничего нового, достойного нет. И не будет.

Все материалы рубрики "Задело"

 


Наталья Алексеева
«Читинское обозрение»
№37 (1573) // 11.09.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).