Работать в области частушки

20 июня 1939 года в Москве открылся 1-й Всесоюзный слёт народных сказителей


20 июня 1939 года в Москве открылся 1-й Всесоюзный слёт народных сказителей. Продолжался он десять дней и стал заметным идеологическим событием.

Какое-то время большевики к народному творчеству, в том числе к фольклору, относились пренебрежительно. Но постепенно эта позиция начала меняться. На 1-м съезде советских писателей прозвучали сетования, что, например, частушки в русских деревнях поются совсем не про то, о чём следует петь «строителям коммунизма». Так, писатель из Мордовии Фёдор Чесноков (его расстреляют как врага народа в 1938 году) сообщил: «Из тысячи собранных нами частушек значительная часть антиколхозных, контрреволюционных и просто похабных». И на том же съезде Максим Горький провозгласил «начало искусства слова – в фольклоре».

Это дало своеобразный старт. По всей стране начался бум изучения фольклорного творчества. Одновременно партийные идеологи ломали головы над тем, как поставить под партийный контроль это народное творчество.

В 1935 году агипроп ЦК ВКП(б) предложил композиторам «работать в области частушки», чтобы колхозники получили «живую короткую песню, которая легко утвердится в быту». А потом, видимо, родилась мысль не останавливаться на частушках, а охватить фольклор всех народов СССР. Это коснулось и традиционного фольклора забайкальских бурят, у которых наиболее древними жанрами были сказания о подвигах героев, мифы и шаманские призывания, именовавшиеся улигерами.

И вот летом 1939 года в Москве собрался слёт. Лукавить его организаторы не стали и о главных целях и задачах, над достижением и решением которых должны с этого момента трудиться народные сказители, сказали прямо. «Товарищи сказители, кобзари и лирники, ашуги, акыны, бахши, голосистые певцы нашей родины, к вам обращено наше слово... – говорилось в Обращении к коллегам «по цеху», принятом участниками слёта в первый же день его работы. – Товарищи сказители! Годы третьей пятилетки утвердят коммунизм. Мы зовём вас — приложите свою мудрость ко всему, что видят ваши глаза и слышат ваши уши».

Далее шла конкретизация того, что конкретно должны видеть глаза и уши: «Искореняйте пережитки старого времени, боритесь с поповской брехнёй, как боролись с ней сказители всех времён и народов. В песнях и сказках славьте многорадостную жизнь нашего советского народа, восхваляйте всех знаменитых людей, тех, кто работает на заводах и колхозных полях не за страх, а за совесть — учеников великого русского богатыря Стаханова».

Особенно впечатлял финал этого документа: «Пойте славу премудрости наших вождей и первого из них, самого лучшего из лучших – дорогого товарища Сталина. Мы, очевидцы его славы и мудрости, сложим песни, достойные его великих дел, такие песни, чтобы их от всей полноты сердца продолжали петь внуки наших внуков и правнуки наших правнуков.

В годы третьей сталинской пятилетки мы, сказители, должны ещё выше нести своё песенное слово, слагать новые легенды, песни, сказки, небывальщины – на службу и на радость всему народу.

Пусть наши песни ещё больше возвеличат нашу родину и понесут в века славу нашего времени, пусть они расскажут про немеряную радость, про несчитанное счастье людей, живших в достославную пору Великого Сталина».


В 1937-1941 годах начался период возрождения как русской фольклористики, так и фольклористики многих народов Советского Союза. Так, государственный институт языка, литературы и истории с сентября 1940 года по апрель 1941 года организовал работу по собиранию и изучению устной поэзии бурят, в частности поиска различных фрагментов героического эпоса о Гэсэре. В 1941 году были изданы первые книги «Ульгернууд» на бурятском языке и «Улигеры, сказки и песни» на русском.

Это было, безусловно, положительным итогом. А вот с попыткой поставить творчество сказителей на службу партии мало что получилось. Нет, и частушки, и эпосы, и баллады дружно сочинялись, исполнялись, транслировались по радио, но… народная среда их так и не приняла, продолжая хранить наследие предков и сочиняя острые частушки, так не нравящиеся лидерам правящей партии.

Эксперимент показал, что даже при помощи политики кнута и пряника и провозглашения самых замечательных идеалов заставить создавать по-настоящему народные произведения невозможно.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 


Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№25 (1509) // 20.06.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).