Объёмные мультики

Часть II


Часть I

Современные мультики: «Гадкий Я - 3», «Смешарики», «Лего Фильм: Бэтмен», ожидаемый российский мультпроект «Фиксики: Большой секрет»... Нередко мульт – это не просто серия рисунков или кукольное действо: их герои обретают «объём», внедряются в реальную жизнь и действуют заодно с людьми: «Гарфилд», «Элвин и бурундуки», «Смурфики: Затерянная деревня». Волшебство Голливуда? Западной Европы? Отнюдь. Всё началось в СССР.

Советская киносенсация-1935
В 1935 году киномир потрясла сенсация: русские выпустили в прокат полнометражный фильм, где на равных с человеком-актёром играли куклы. Сотни объёмных, имеющих человеческий облик, но всё же нечеловеческих персонажей со своими характерами и костюмами. Стремительное действие, кипящие страсти, приключения и даже революционные бои. Кинодельцы Старого и Нового света рвались за право первыми приобрести у Советов невиданную картину. А её скромный автор улыбался, слушая рассказы о том, что натворил в мире его фильм. Звали молодого советского киноволшебника Александр Лукич Птушко, а имя его сенсации – «Новый Гулливер».

Киноволшебник-авантюрист
Свою трудовую жизнь Птушко начинал как театральный художник, декоратор, скульптор, журналист, актёр и конструктор-изобретатель кукол. Последняя профессия заинтересовала его особо: в 27 лет он пришёл в кино. Помимо экспериментов с кинотехникой и комбинированными съёмками Алексея интересовали возможности кукольной анимации. Являясь поклонником работ пионера мировой объёмной мультипликации Владислава Старевича (о нём мы говорили в прошлом выпуске «Синескопа») и его сверхреалистических кукол-персонажей, молодой Птушко задумал нечто ещё более захватывающее.

Сняв в 1932 году первый объёмный звуковой анимационный фильм «Властелин быта» и зарекомендовав себя в качестве режиссёра-мультипликатора, Птушко вышел с необычным предложением к руководству «Мосфильма» – сценарием фильма, где наравне с живым актёром-человеком будут действовать кукольные персонажи.

Идея была настолько смела и захватывающа, что начальство поверило начинающему киноволшебнику, великому фантазёру и творческому, бесстрашному авантюристу.

Свифт, пионер и революция
Сюжет классического произведения Свифта был несколько изменён сценаристами картины Сигизмундом Кржижановским (в титрах фильма не указан) и Григорием Рошалем в духе времени: артековскому пионеру Пете подарили книгу «Приключения Гулливера».

Мальчик, зачитавшись, засыпает и просыпается в Лилипутии, где сталкивается с монархически-буржуазным строем: умственно-неполноценным королём, за которого правят придворные жулики-советники, коррумпированной тайной полицией, кордебалетом, продажными военными и угнетёнными рабочими-лили-путами. Гулливер Петя поначалу наблюдает весь этот буржуазно-монархический «беспредел», а затем организовывает настоящую революцию.

Поддерживающее новаторские идеи руководство «Мосфильма» пошло навстречу начинающему режиссёру и выделило средства для необычного творческого эксперимента, не имеющего аналогов в мире.

Король, министры, буржуи и работяги
Для съёмок «Нового Гулливера» скульптором киногруппы – Ольгой Таёжной и художницей Саррой Мокиль – было изготовлено свыше 1500 кукольных персонажей, но в процессе работы над фильмом их стало около 3000. Фигурки капиталистов были сделаны на механических каркасах с шариковыми шарнирами, позволяющими режиссёру добиваться любых положений. Выглядели буржуи в духе «антикапиталистических» плакатов СССР начала 1930-х: страшнущие, животастые, мордастые, на тонких ножонках.

Фигурки же рабочих были полной противоположностью монархическим буржуа и придворным короля – стройные, мускулистые, но все слепленные по одному шаблону, из пластилина, на проволочном каркасе. Их фигуры были целиком изготовлены из одноцветного материала, с хорошо прорисованными чертами лиц. Вот только лица работяг были все почти одинаковы.

И ещё интересная деталь: пролетариат Лилипутии был обут в ботинки, одет в рабочие брюки, но при этом невозможно даже понять, есть ли на них рубашки. Сделано это было специально, чтобы «пролетарии» не выглядели пародийно по сравнению с разодетыми богачами, а также для того, чтобы зритель понимал и верил, за кем реальная сила, – мускулы работяг были не хуже, чем, скажем, у молодого Брюса Уиллиса или Чака Норриса.

Почти все куклы и особенно главные персонажи: король, шеф полиции, министры, придворные, вожаки рабочих и др. – наделены индивидуальными чертами, имеют свой характерный облик и обладают самой выразительной мимикой.

Пионер-Гулливер и муки творческие
На роль Гулливера – пионера Пети – утвердили 14-летнего московского школьника Володю Константинова. Мальчику пришлось тяжелее всех на площадке. Все сцены, где он взаимодействует с лилипутами, снимались, как и положено в мультфильме, покадрово: один кадрик – и вся многочисленная команда мультипликаторов перемещает движение десятков, а то и сотен своих подопечных кукол на крохотную фазу-движение. Затем ещё кадр... Для показа одного обычного взмаха руки требуется снять от 50 до 100 кадриков. При таких съёмках актёр-человек должен был застывать на очень длительное время.

Нередко Володе приходилось самому двигаться «покадрово», соблюдая заранее вычисленную математически, идеально точную траекторию передвижения. Во время таких съёмок у юного актёра вскоре затекали и начинали болеть все мышцы. В съёмочном павильоне «Мосфильма» постоянно дежурил спортивный врач-массажист.

Куклы и человек – вместе!
К счастью, в ряде самых сложных кадров с тысячами лилипутов на помощь приходила комбинированная съёмка. В дело шла разновидность того самого «зелёного экрана» – хромакея, которую применяют ныне почти все блокбастеры двух последних десятилетий («Звёздные войны», «Экипаж», «Стражи галактики» и т.д.). Вместо мальчика-актёра ставили в кадр либо его манекен-двойник, либо пустой контур, повторяющий его формы. Снимались все нужные кадры с куклами. Специально подготовленную плёнку отматывали назад, и «контур» (или манекен) заменяли актёром. Таким образом, ставился первый в мировой практике опыт создания художественного фильма, где живые и кукольные персонажи соединялись не монтажно, а действовали в одном кадре.

Чудо-съёмки от Птушко и Kо
Кроме новаторской анимации, в «Новом Гулливере» впервые были опробованы специальные конструкции, позволяющие делать не только наезды, отъезды или проезды, но и имитировать съёмку с операторского крана среди массы действующих кукол и живого персонажа! Новаторски использовались многозеркальные системы, создающие правдоподобные иллюзии массовых сцен. К слову, эти технологии Голливуд применяет и сегодня!

Про «Лилипуточку» и не только
Отдельно стоит упомянуть, как сейчас говорят, саундтрек фильма. Пародийная песенка придворного чрезвычайно большеротого шансонье Фо-Ля и его кордебалета «Моя лилипуточка» (композитор Лев Шварц) стала поистине народным хитом, как и песни Вертинского, которые она пародировала.

Ещё один любопытный факт о «Гулливере» касается звука. Для пущего эффекта Птушко решил, что все лилипуты – «монархисты», полиция, буржуи и прочая «сопутствующая» публика – должны были говорить ускоренными голосами взрослых, а Петя – Гулливер – замедленным голосом подростка. Эффект получился что надо. Правда, некоторые зрители потом удивлялись – как парнишка говорит такими взрослыми, басистыми «нотами».

Как Чаплин от счастья плакал
Мировой успех «Нового Гулливера» Птушко даже превзошёл «Броненосца Потёмкина» Эйзенштейна и «Белоснежку и семь гномов» Диснея.

«Я плакал от счастья и удивления, увидев эту великую волшебную кинокартину, – признался великий Чарльз Спенсер Чаплин. – Слёзы текли от того, что человеку и кинематографу теперь доступны абсолютно любые чудеса. И ещё немножко от зависти, что это сделали не европейцы и не Голливуд, а советские мастера».

Фильм Птушко, превративший своего создателя в одночасье из неизвестного, начинающего мультипликатора в «режиссёра-звезду» мировой величины, был отмечен специальным призом на 2-м Международном кинофестивале в Венеции в 1935 году и целым рядом кинонаград. Сборы от мирового проката «Нового Гулливера» были многомиллионными.

Жаль, что роль главного героя фильма – Гулливера Пети – для Володи Константинова оказалась первой и последней. Спустя девять лет юноша, за плечами которого уже была Финская война, погиб. Это произошло в 1944 году в боях под Нарвой.

Чудеса продолжаются
После «Гулливера» Птушко снял ещё один уникальный фильм с массой спецэффектов с людьми и куклами – «Золотой ключик» (1939). В этой картине мастерство комбинированных съёмок возросло настолько, что даже современный зритель не может распознать и уловить кадры, где люди превращаются в кукольных персонажей и наоборот.

В 1960 году «Новый Гулливер» был восстановлен и переозвучен для новых поколений зрителей не только СССР, но и десятков стран мира. По некоторым данным, ныне кинолента Птушко проходит цифровую реставрацию изображения и звука, как и другие сказочные и былинные фильмы Александра Лукича: «Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Руслан и Людмила». Там нет никаких «мёртвых», «бездушных», «сухих» компьютерных спецэффектов – там только живые, настоящие киночудеса картин великого советского киноволшебника.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1471) // 27.09.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).