Ваше чадо

Советы будущим первоклашкам и их родителям


Чтобы учиться нравилось


В начале нового учебного года некоторых родителей и будущих первоклашек одолевает страх предстоящего. Как морально настроиться на учебу? А самое главное – как сделать так, чтобы школа стала любимым местом посещения на ближайшие 11 лет? Ответы на вопросы мы узнали у компетентного специалиста в этой области – учителя начальных классов школы №21 г. Читы Натальи Потаповой.

Все мы когда-то ходили в школу и помним её именно такой, как в нашем детстве. Но наверняка со временем многое изменилось, в том числе образовательные стандарты. Какие они сегодня?

– С введением новых образовательных стандартов изменились приоритеты начального образования. На первый план вышли цели развития личности ученика, формирования у младшего школьника умения учиться. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Современная школа требует скорости, фантазии, мышления, уверенности, силы духа и силы воли учащихся.

Первоклассник должен быть физически, социально и интеллектуально готов к обучению. Если у ребёнка сформированы навыки общения, развита любознательность, его научили уважать себя, других, ребёнку будет проще приспособиться к школьным будням.

Когда, по-вашему, стоит начинать готовить ребёнка к школе?

– С самого рождения. Хорошо, если ребёнок в игре знакомится с понятиями «больше-меньше», «высокий-низкий», учится различать цвета, форму, размер предметов (предпосылки развития математического мышления), учится правильно брать и удерживать предметы, держать ложку, самостоятельно одеваться, застёгивать обувь. Хорошо, если в семье читают книги – развивается умение слушать и слышать, познавательный интерес, память.

Родители относятся к развитию ребёнка по-разному. Одни считают, что необходимому научат в детском саду, другие записывают детей во всевозможные студии, секции, кружки, перекладывая ответственность за ребёнка на третьих лиц: воспитателей, психологов.

Никто не знает ребёнка лучше, чем его семья. Только собственным примером, терпеливо, в совместной деятельности, можно развить у дошкольника необходимые навыки.

Как понять родителям, готов ли ребёнок к школе?

– В первую очередь должна быть физиологическая готовность. Соответствие возрасту: нежелательно отдавать ребёнка в школу ранее 7 лет. Состояние здоровья: если у ребёнка имеются хронические заболевания, не перегружать его. Гигиенические навыки: ребёнок должен уметь полностью себя обслуживать, класть вещи на свои места, соблюдать режим дня. Развитие мелкой моторики: ребёнок должен больше раскрашивать, лепить, вырезать.

Важна социальная готовность. Коммуникативные навыки: умение общаться со взрослыми и сверстниками. Навыки самостоятельности: родители не должны проживать жизнь за ребёнка. Поведенческие навыки: ребёнок должен уметь контролировать свои поступки, принимать требования старших, подчиняться правилам.

И третий важнейший аспект – готовность интеллектуальная. Речевое развитие: много детей поступают в школу с дефектами речи, что может затруднить обучение грамоте, своевременно обратиться надо к логопеду. Умственное развитие: ребёнка должны окружать развивающие игры и игрушки, минимум игр в телефоне.

Как правильно выбрать школу? Нужно ли до первого класса заниматься в различных кружках?

– Хорошо, если ребёнок поступает в школу рядом со своим домом. Зачастую родители выбирают школу рядом со своей работой. Но работа – категория непостоянная. Да и ребёнок вырастает, если добирается до школы далеко – появляется много соблазнов приобрести вредные привычки.

Выбор самой лучшей программы обучения не может гарантировать высокие результаты, если у дошкольника не сформирован положительный имидж школы, в которую он идёт учиться.

Занятия в кружке, секции – большой плюс для ребёнка. Они учат ответственности, самостоятельности, общению с другими ребятами, развивают способности, повышает его самооценку, помогают отвлечься от умственного труда, развивают новые способности, благодаря которым будет легче адаптироваться в мире и выбирать для себя подходящую профессию.

Однако если ребёнок не посещал кружок или секцию до школы – нежелательно записывать его с 1 сентября. Лучше это сделать с середины учебного года. К этому времени ребёнок уже адаптируется к основному учебному заведению.

А можно ли выбрать учителя? В случае чего, отказаться от одного учителя в пользу другого? Как проходит перевод в другой класс, школу? И когда стоит идти на эту меру, а когда нет?

– В большинстве образовательных учреждений нашего города учитываются пожелания родителей и ребёнка записаться в класс к определённому учителю. Иногда родители не хотят записывать ребёнка в класс к молодому учителю, мол, неопытный, не научит, не справится. А ведь, молодой – значит, энергичный, креативный, жаждущий всего нового.

Какого бы возраста ни был учитель, ему нужно доверять. Поверьте, дети любят любого учителя. Уважительное отношение родителей к школе и учителю – залог спокойствия и уверенности ребёнка.

Если между учителем и учеником всё же возник конфликт, то родители могут либо перевести своего ребёнка в другую школу, либо отказаться от преподавания данного учителя. Лучше разобраться в ситуации и не прибегать к таким мерам, так как неизвестно, будет ли ребёнок чувствовать себя комфортно в новой школе.

А что делать тем родителям, у которых детки идут в школу в ближайшие дни? Как морально подготовить первоклашку к этому событию? Во что играть, чем кормить?

– Морально готовить ребёнка к школе нужно заранее. Можно летом сходить «в гости к школе», в которую вы записали ребёнка, прогуляться по территории, показать безопасный путь к учреждению. Тем самым снять эмоциональное напряжение и чувство страха у ребёнка.

Чтобы подготовить будущего школьника к учебному процессу, можно поиграть в различные игры на школьную тематику: разгадывание загадок, угадывание героев детских книг, чтение сказок. Вместе с ребёнком можно выбрать школьные принадлежности, примерить форму. Ребёнок должен полюбить всё, что связано со школой.

Меняйте режим питания ребёнка. Первоклассник будет учиться весь год в первую смену. Приучайте ребёнка к кашам на завтрак, включайте в рацион больше фруктов, овощей.

Не волнуйтесь сами – дети инстинктивно перенимают состояние родителей!

Как провести день накануне 1 сентября?

– Вместе с ребёнком переоборудуйте его комнату – из заваленной игрушками детской сделайте её более строгой комнатой ученика с рабочим местом. Приготовьте форму, школьные принадлежности. Если есть такая возможность, погуляйте с ребёнком на свежем воздухе. Проследите, чтобы игры в этот день были спокойные. Укладывайте спать малыша пораньше.

Как лучше провести День знаний?

– 1 сентября должно стать настоящим праздником всей вашей семьи. Пусть первоклассник почувствует себя любимым. Украсьте комнату, купите или испеките торт. Позаботьтесь о том, чтобы накануне и после школы ребёнок получил максимум поздравлений от всех родных и знакомых, пусть это будет даже простой звонок по телефону.

Соберитесь всей семьёй, накройте праздничный стол, пригласите родственников или друзей своего ребёнка. Подарите подарки и поздравьте своего малыша. Хорошо, если есть семейная традиция – отмечать 1 сентября.

Первое время в школе... Как вести себя родителям?

– Самое элементарное – соблюдение режима дня. Оно позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие. После школы первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Побыть на свежем воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного аппарата.

Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

Безусловно, необходимо провожать и встречать первоклассника из школы. Ребёнок должен ощущать себя нужным, важным. Если такой возможности нет – покажите малышу безопасный путь до образовательного учреждения. И будьте постоянно на связи, контролируйте времяпровождение ребёнка.

Как облегчить процесс привыкания к новому коллективу?

– Конечно, если ваш малыш ходил в детский сад, посещал подготовительные курсы, спортивные или развивающие занятия – ему будет проще освоиться в новом детском обществе. Социальный опыт поможет ребёнку понять, как устроены отношения внутри детской группы, усвоить некоторые правила, научиться общаться.

Постоянно интересуйтесь школьными успехами ребёнка. Познакомьтесь с новыми друзьями, организуйте совместный отдых или подвижные игры. Если ребёнок не обрёл школьных друзей, застенчив и скромен – посоветуйте, как познакомиться и подружиться с ребятами, расскажите о своих школьных годах, как вы дружили и в какие игры играли в школе.

Когда ребёнок идёт в первый класс, трудно сказать, для кого это больший стресс: для него или для его родителей. Ведь теперь отношения с ребёнком должны строиться, исходя из его новой роли. Как вести себя родителям, чтобы ребёнку понравилось быть взрослым?

– Избегайте чрезмерных требований к ребёнку. Не пугайте его трудностями и неудачами в школе, чтобы не внушать ему неуверенность в себе.

Предоставьте ребёнку право на ошибку. Важно, чтобы он знал, что ошибаться – это нормально, что это неотъемлемая часть обучения, и ошибок бояться не нужно. Важно ошибки исправлять.

Дайте ребёнку возможность добиться выполнения задания самостоятельно и обязательно хвалите за его старания.

Приучайте ребёнка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности. Помогите правильно организовать рабочее место.

Хорошие манеры ребёнка – зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Пожалуйста», обращение к взрослому на «Вы» – должны войти в речь ребёнка до школы.

Приучайте ребёнка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.

Соблюдайте режим дня и прогулок. От этого зависит здоровье вашего ребёнка, а значит, его способность лучше и проще усваивать учебный материал.

С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится ещё один очень важный взрослый. Это учитель. Уважайте мнение вашего ребёнка о своём педагоге. Не обсуждайте действия педагога при ребёнке.

Все материалы рубрики "Наши дети"


 

Беседовала Яна Легун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№35 (1467) // 30.08.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).