Кино, война, реальность без компьютера

Часть I


Великая Отечественная война в художественном кинематографе. Страшная, героическая и удивительно реальная. Особенно, как ни странно, в фильмах той поры, когда не было компьютерных спецэффектов. Тогда было всё по-настоящему! Каким же образом советским режиссёрам удавалось безо всяких компьютеров добиваться реальности батальных сцен на земле, в небе, на воде? Тем более, что впереди вновь масса показов по телевидению отечественных «военных» киношедевров эпохи СССР. Об этом, сегодня, в преддверии Парада, посвящённого 75-й годовщине великой Победы, самое время поговорить…

Броне-актёры

Начнём с обязательной составляющей: «военное» кино - это не только люди-актёры, но и «актёры» в металле: танки, пушки, самолёты, корабли, чья «творческая» задача - оживить огненные сороковые, максимально достоверно и правдиво воспроизвести картины сражений. В истории «броне-артистов», особенно «звёзд» батального кино - танков, как у их коллег - людей, были свои и розы, и тернии.

В первые послевоенные годы на киностудиях СССР было немало трофейной техники и вооружения. Представители армии всегда шли навстречу кинематографистам и безвозмездно обеспечивали отечественным оружием. Если вспомнить все наши фильмы производства 1940-х - начала 1950-х годов с исторической достоверностью техники всё было в идеальном порядке. Сложнее обстояло, когда дело касалось непосредственно съёмок. Если со взрывами, огнём, дымом отлично справлялись студийные пиротехники, то в сценах, где актёры непосредственно взаимодействовали с военной техникой, в частности, с танками, нередко возникали проблемы.

Оседлавшие танк
Так, в 1948 году, в фильме Игоря Савченко «Третий удар», рассказывающем о легендарном штурме Сапун-горы и освобождении полуострова Крым от гитлеровцев, требовалось снять ряд сцен, где наступающие воины-десантники сидят верхом на броне мчащегося Т-34, да ещё и ведут диалог друг с другом. Кинотехники, позволяющей без толчков и рывков снимать с движения, да ещё по пересечённой местности, в то время просто не было. Снимать в павильоне на фоне экрана с изображением поля боя режиссёр отказался - сцена смотрелась слишком искусственно. На помощь пришли специалисты комбинированных съёмок. Когда картина вышла в прокат, на студию им. Довженко, которая занималась производством фильма, обрушился шквал звонков, прежде всего от зарубежных режиссёров, в том числе и голливудских: каким образом Савченко удалось снять такую эффектную и, казалось, качественно невозможную натурную сцену с десантниками на танке.

Раскрываем кино-танко-тайну
Этот военный кино-секрет без сложных комментариев хорошо иллюстрирует эта схема (см. иллюстрацию). Обе конструкции: башня, часть брони Т-34 с десантниками, расположенные на платформе, установленной на рельсы, перспективно, на специальной стреле, совмещаются с моделью шасси танка на движущейся ленте. Вся "система" синхронно начинает движение по рельсам. Объектив камеры «видит» Т-34 в полном, "собранном" виде и поворачивается вместе с конструкцией. Эффект движения танка с любой нужной скоростью без толчков и рывков готов. И никаких компьютеров!

Воентехника на пенсии
Время шло. Танки, пушки, самолёты, автомобили иностранных марок постепенно ветшали, выходили из строя, отправляясь в металлолом. Нередко на переплавку шли ещё пригодные для съёмок машины. Советская армия активно перевооружалась новыми образцами боевой техники и стрелкового оружия. Истребительная и штурмовая авиация отказывалась от винта и становилась реактивной.

Спустя каких-то 10-15 лет после войны от грозных, смертоносных машин осталось очень немногое. Некоторые сохранились в считанных экземплярах, да и то в музеях и на пьедесталах боевой славы. И если советской военной техники кинематографу ещё хватало, то недостаток иностранных образцов, в основном немецких, пытались восполнить самыми различными, и не всегда лучшими, способами.

Камуфляж ещё не всё…
В фильмах 1950-х начали появляться грубо обшитые фанерой танки, размалёванные невероятным камуфляжем, с огромными крестами, нарисованными часто совсем не на том месте. Считалось, что крест на тридцатьчетвёрке сразу превращал её во вражеский танк. Но сам кинематограф требовал максимальной достоверности во всём, тем более, что фильм часто смотрели сами свидетели и участники изображённых событий.

Атакуем… деревом!
В начале 60-х годов в нашем кино стали использовать крупноразмерные макеты-копии танков. В них применялись детали и элементы отслуживших свой срок машин. В ход шли не только броня и металл, но и ...дерево. К примеру, полное впечатление подлинности производил сделанный из дерева и деталей от тридцатьчетвёрки танк «Тигр» в фильме «Дикий мёд» (1966). Потом не менее тщательно построили Т-26 для картины «Офицеры». Лишь только с расстояния не более полутора-двух метров глаз мог обнаружить, что броня танка фанерная, а траки гусениц отпрессованы из винипласта. Тем не менее, даже хорошо исполненные макеты не удовлетворяли создателей фильмов.

Блеск и триумф броне-звёзд
Особая страница в истории броне-«актёров» - эпопея Ю. Озерова «Освобождение». Большинство зрителей этого масштабного военного кино и даже фронтовики принимали снявшиеся "Тигры" за настоящие. На самом деле это очень искусная имитация немецких танков. В своё время, по заказу «Мосфильма», специалисты под руководством военных конструкторов-экспертов на одном из танковых заводов декорировали около дюжины средних танков Т-44 и несколько старых, но остававшихся на ходу Т-34. Выглядело это так (см. иллюстрацию): на башню Т-34 (Т-44) монтировалась сваренная из лёгких металлических листов башня «Тигра», орудие оснащали громоздкой маской и дульным тормозом. Затем на корпус навешивали «тигриную» металло-деревянную (позже, пластиковую) «шкуру». Советский танк принимал облик немецкого чудовища.

Не удалось добиться полного сходства только с его характерной ходовой частью. Если пренебречь этой «мелочью», во всём остальном «Тигры» из эпопеи Озерова - идеальный образец реконструкции старой техники в соответствии с требованиями даже ультрасовременного кино.

Приключения танкового «грима»
За кадром, разумеется, всё шло не так гладко. Во время съёмок случалось, что камуфляж башни, несмотря на крепления, срывало холостым выстрелом и уносило метров на 80 назад. «Тигр» принимал нелепый немецко-советский вид. Режиссёр с оператором ругались, а декораторы вновь «накладывали» танку «грим». И так по несколько раз в день.

Было у бутафорской маски-брони, установленной на Т-44, ещё одно не слишком приятное свойство - она ограничивала визуальный обзор водителю танка. Во время съёмок картины «Они сражались за Родину» за рычаги управления «подбитого» «Тигра» сел неопытный солдат-первогодок. Не разглядев как следует оврага, он завалил многотонную махину вниз. Вначале отвалилась полыхнувшая башня, а затем перевернулся и сам танк. Гусеницы, вращаясь, молотили воздух (см. иллюстрацию). Водитель танка остался цел и невредим. От военного руководства ему крепко влетело, зато Сергей Бондарчук и его коллеги ликовали от необычайно эффектного, реалистичного кадра, ставшего одной из «визитных» карточек фильма.

Об «актёрах» с «прибабахом»
Если проблема с «актёрами» - танками (нашими и вражескими) в советском кинематографе была с блеском решена, то с орудиями, прежде всего, трофейными, ситуация, начиная ещё с 1960-х годов и по сей день, остаётся, по понятной причине, сложной. Поэтому в кино нередко можно видеть советские пушки с «немецкими» расчётами. Но это ещё «мелочи». Удивительно то, что все киноорудия в мире на экране стреляют вовсе не холостыми и, конечно, не боевыми снарядами, а… Впрочем, об этом киносекрете, как и о тайнах комбинированных съёмок воздушных боёв в советских фильмах, о хитростях обращения пиротехников с «пулей-дурой» и прочих эффектных «фишках» военно-батального кино вы узнаете в следующей нашей встрече.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№24 (1612) // 10.06.2020 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).