Кто не успел, тот не улетел

Почему дешёвые авиабилеты для льготников быстро заканчиваются?


С 2009 года наш край участвует в федеральной программе субсидирования воздушных перевозок с Дальнего Востока в центральную часть страны и обратно. Но льготники часто жалуются на отсутствие билетов. Количество дешёвых мест в самолёте ограничено или перевозчики «придерживают» недорогие билеты? В ситуации по просьбе читателей «ЧО» разбирался наш корреспондент, а помогли в этом начальник отдела транспорта министерства территориального развития края Вадим Антипьев и коммерческий директор АО «Аэропорт Чита» Денис Каминский.

Основная цель программы субсидирования воздушных перевозок?



Вадим Антипьев:
– Главная цель – обеспечить доступность воздушных перевозок населению. Если продавать билеты по экономически обоснованному тарифу, то число пассажиров серьёзно снизится. Зимой авиакомпании работают практически в убыток, летом они имеют возможность покрыть свои убытки за счёт увеличения объёмов перевозок, выполнения чартеров, осуществления субсидируемых перевозок. В целом же воздушный транспорт остаётся убыточным, в т.ч. из-за высоких цен, прежде всего на топливо, аэропортовые сборы, из-за серьёзных требований к авиационной безопасности.



Денис Каминский:
– В начале весны и в конце осени, когда загрузка значительно меньше, субсидированные билеты – это возможность дополнительно привлечь пассажиров-льготников и покрыть часть убытков за счёт субсидий из бюджета, возможность обеспечить «догрузку» самолёта, пусть и не по коммерческой цене, вывести свои авиарейсы выше порога рентабельности.

Кто может купить авиабилет по льготной цене?

Вадим Антипьев:
– Молодёжь до 23 лет, женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, инвалид I группы любого возраста и сопровождающее его лицо, а также лицо, сопровождающее ребёнка-инвалида, и инвалид с детства II или III группы.

Можно ли увеличить количество субсидируемых билетов? Зачастую их не хватает, особенно летом.

Вадим Антипьев:
– По данным АО «Аэропорт Чита», летом доля льготных пассажиров в общем потоке значительно увеличивается – до 25%. А так как лето для авиакомпаний – сезон больших перевозок и прибыли, приходится считать экономику. Субсидированные места добавляются в рабочем режиме, это зачастую вызывает приостановку продаж. По действующему законодательству авиакомпании имеют полное право самостоятельно регулировать продажи субсидируемых билетов в определённые периоды.

Проблема в том, что перечень льготных маршрутов ежегодно расширяется. Кроме того, с 2018 года продлён срок действия продажи субсидированных билетов до 1 декабря. А вот объём средств, выделяемых из федерального бюджета на льготные перевозки, практически не увеличивается. Соответственно, он перераспределяется на дополнительные направления, при этом количество льготных билетов на каждом из них уменьшается. Вот почему на всех желающих билетов не хватает.

Денис Каминский:
– В договоре, заключённом с авиаперевозчиком, прописана фиксированная квота мест на каждом парном рейсе. А именно: не менее 30% общего количества мест в салоне экономического класса. Эти билеты должны быть обязательно открыты для продажи. Другое дело, что в пиковый сезон отпусков (лето – начало осени) субсидированные билеты быстро раскупают, а вот весной и осенью они зачастую реализуются не полностью. Поэтому авиакомпании иногда делают дополнительную скидку, чтобы выполнить запланированные в договоре объёмы перевозок льготников.

Объём средств, выделяемых на реализацию программы на каждый конкретный регион, фиксированный?

Денис Каминский:

– Объём ассигнований из бюджета определён заранее. Эта сумма распределяется в зависимости от количества полученных от авиаперевозчиков заявок. Если финансовых средств не хватает на реализацию всех заявок, то часть из них не подтверждают. В случае наличия после 1 сентября неиспользованного остатка бюджетных средств, Федеральное агентство воздушного транспорта вправе предоставить авиакомпаниям дополнительные субсидии. Кроме того, часть средств может быть перераспределена при наличии экономии по другим направлениям.

Есть ли возможность увеличить число субсидированных мест, например через софинансирование программы из средств краевого бюджета?

Вадим Антипьев:

– Сейчас Забайкальскому краю не хватает финансовых средств на развитие авиаперевозок внутри региона. А дальнемагистральные маршруты – это совершенно иные затраты, которые наш регион просто не осилит. Такое под силу только федеральному бюджету.

Субсидируемые билеты доступны по всем авиамаршрутам?

Вадим Антипьев:

– Первоначально среди субсидированных направлений была только Москва, скидка действовала с апреля по октябрь. С 2016 года присоединились Новосибирск и Екатеринбург. Позже добавился авиарейс Чита - Владивосток - Чита. Приобрести субсидируемый билет по этому направлению может только гражданин РФ в возрасте 18 лет, на имя которого оформлена путёвка в ФГБУО «Всероссийский детский центр «Океан» во Владивостоке.


Льготными перевозками с Дальнего Востока в центральную часть страны и обратно в Забайкальском крае занимаются две авиакомпании – «Сибирь» (S7) и «Уральские авиалинии».


В 2018 году впервые льготники могут улететь за 8,8 тысяч рублей в Симферополь. Однако прямой рейс на Симферополь авиакомпании в настоящее время не выполняют. Улететь можно через стыковку с Новосибирском или Екатеринбургом. Например, можно купить билет из Читы до Новосибирска за 3 тысячи рублей, а из Новосибирска до Симферополя за 6 тысяч. Авиакомпания «Сибирь» сегодня продаёт такие варианты.

Есть ли возможность дополнить список субсидируемых маршрутов?

Денис Каминский:

– Да, можно, но для этого по условиям программы подходят только прямые беспосадочные рейсы, не подпадающие под категорию региональных авиаперевозок. С инициативой расширения списка субсидируемых маршрутов могут выступить региональные власти.

Вадим Антипьев:
– В настоящее время правительство края прорабатывает с Министерством транспорта РФ и Росавиацией ещё два маршрута: Чита - Санкт-Петербург и Чита - Сочи.

Итак, субсидирование авиарейсов – хорошая идея, но она, как это часто бывает, оказалась не подкреплена достаточным на всех желающих финансированием. В этом году уже ничего не изменится. Росавиация заключила договоры с авиакомпаниями на ту сумму, что была выделена правительством России в качестве субсидий. А все квоты распределены между участниками рынка воздушных пассажирских перевозок. Возможно, финансирование увеличат в будущем году. С другой стороны, сомнительно, что авиаперевозчики захотят увеличивать количество мест в самолётах под субсидию, так как субсидируемый тариф ниже, чем коммерческий.

Все материалы рубрики "Жизнь и кошелёк"


Денис Приходько
«Читинское обозрение»
№21 (1505) // 23.05.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).