Вечная главная бабушка СССР

Часть I


Здравствуйте, уважаемые фанаты, знатоки и любители кинематографа! «Когда я был маленьким, то у меня тоже была бабушка...», – ностальгически, патетически и драматически восклицал один из главных героев фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»... Наше советское кинодетство, киноюность, затем взрослая жизнь и наши любимые мамы наших мам – бабушки.

Какая связь? Да самая прямая – кроме двух своих родных бабушек, у каждого советского ребёнка, рождённого в середине 1960-х и 1970-х, была и ...третья! Не менее близкая и родная – живущая всегда рядом – на экране. Ей и её многочисленным персонажам можно было доверить все наши детские тайны, повеселиться и даже как следует пошалить. В нынешнем июне сего года ей – самой главной, чаще весёлой, реже строгой, но родной кинобабушке СССР исполнилось всего 115 юбилейных лет! Именно – исполнилось (!), а не исполнилось бы. Поскольку она по-прежнему остаётся всегда рядом с нами... Татьяна Ивановна Пельтцер!

...Мы, пацаны и девчонки 1970-х, знали о её настоящем, но ничего о прошлом. Стали взрослыми дядями и тётями, но ситуация для нас не изменилась. А ведь была же актриса молодой? Разумеется! Для начала перенесёмся в «увертюру» XX века.

Дело было при царе
105 лет назад, а именно 6 июня 1904 года, Москву огласило «классическое» «у-ааа» – в мир пришла великая кинобабушка «всех времён и народов». Однако страна этого поначалу как-то не заметила. Как, впрочем, и семейство русского режиссёра и актёра с немецкими корнями Ивана Романовича Пельтцера, где встретили крохотную девчушку и, по вполне понятным причинам, бабушку-старушку в нейне увидели. Нарекли малышку Танечкой. О самых юных годах будущей звезды отечественного кино известно не слишком много, разве только то, что отец, Иван Романович, сам ставивший театральные драмы и снимавшийся в дальнейшем в фильмах («Белеет парус одинокий», 1937 – дед Гаврика; «Медведь»,1938; «Большая жизнь», 1939), с младых ногтей приобщил дочку к искусству.

Как Таня была (с успехом) ...Серёжей
Будучи девятилетней девочкой, Танечка Пельтцер в роли Авдия была уже занята в спектакле «Камо грядеше». А за работу в следующей постановке – «Дворянское гнездо» – она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет Таня играла Серёжу Каренина с таким надрывом, что впечатлительных зрительниц-дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном. Все спектакли ставил Иван Романович Пельтцер. Он стал для дочери первым и единственным учителем. А творческими университетами служили подмостки провинциальных сцен от Киева до Нахичевани.

Театр, коммунист, Германия
При определённых успехах творческая судьба Татьяны складывалась вовсе не так хорошо, как может показаться – в конце 1920-х она покинула театральные подмостки (как думала – навсегда), ибо познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. Влюбилась без памяти, в 1927-м вышла замуж, и уже в 1930-м молодые супруги выехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в компартию Германии и устроилась машинисткой в советское торговое представительство.

«Служебный» роман и назад в СССР
В то время в Берлине работал известнейший режиссер Эрвин Пискатор. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова. Казалось, всё складывалось хорошо, но помешали новые чувства русской жены Татьяны. Будучи замужем, она влюбилась в советского инженера, стажировавшегося в Германии. Скрыть роман было невозможно. Муж добился высылки жены обратно в СССР.

Фрау Тейблер не любит Гитлера, но мужа...
Помимо семейной драмы, были ещё две причины. Первая – несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины, и вторая – к тому времени у руля Германии встал Гитлер. Речь будущего фюрера, ещё до его прихода к власти, фрау Тейблер-Пельтцер слышала в одной из берлинских пивных. С первой же секунды она искренне возненавидела нациста (причём, в первую очередь, как мужчину). Прожив с мужем в общей сложности четыре года, они оставались друзьями всю жизнь. Впоследствии Ганс женился на другой женщине, родил с нею сына, и, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у неё какое-то время. Вторая жена Ганса почему-то страшно ревновала мужа к ней, устраивала скандалы, запрещала переписываться.

«Профнепригодная» Пельтцер
Итак, вернувшись в середине 1930-х в СССР, Татьяна вновь взяла свою фамилию – Пельтцер. Она устроилась работать в театр МГСПС (ныне –театр им. Моссовета). Но актрису, не имеющую абсолютно никакого профессионального театрального образования, лишь зачислили во вспомогательный состав. Проработала она там недолго, и в 1934 году её ...уволили «за профнепригодность».

Куда было деваться 30-летней женщине, не имеющей образования? Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (ныне завод им. Лихачёва). Главным конструктором на заводе был её брат Александр. К этому времени он уже имел страшный жизненный опыт: ещё когда он учился в Автодорожном институте, он был осуждён по «знаменитой» 58-й статье («За контрреволюционную деятельность») и отсидел два года. В 1936-м брата выслали из Москвы. Татьяне Ивановне тоже пришлось уволиться. Она уехала в Ярославль и вернулась к «творческим истокам» – устроилась в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.

Управдом, банщица, молочница
Проработав у волковцев четыре года, актриса вернулась в столицу – там открылся знаменитый Театр миниатюр, где Пельтцер вышла на сцену в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера (будущих родителей знаменитого актёра Андрея Миронова), Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Это было весело и сложно – новый жанр, репертуара почти не было. Энтузиастам приходилось действовать методом проб и ошибок. Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица... Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. «У них крепкие руки и доброе сердце», – говорила она.

Прорыв на экран
Пришли грозные сороковые, а вместе с ними первые пробы Татьяны Пельтцер в кинематографе. Но и в кино, как и в театре, у актрисы складывалось тоже не слишком гладко. Её дебют состоялся в сатирической комедии «Свадьба» (1943), где главные роли играли знаменитые Эраст Гарин и Фаина Раневская, затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первую свою большую роль, Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» режиссёров Козинцева и Трауберга, Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Увы, этот фильм оказался долгих 11 лет «на полке» и вышел на экраны лишь в 1956 году без особого успеха. А актриса, разменявшая, кстати, уже пятый десяток лет, тем временем вновь играла проходные эпизоды…

«Коньячная» актриса и звёздная «Свадьба» №2
У зрителей, особенно современных, нередко бытует такой стереотип, что успешную карьеру в кино надо делать с молодости. В реальности хватает примеров, когда актёр или актриса добивается «звёздности» (причём независимо от количества сыгранных ролей) и даже просто «бешеной» популярности в весьма зрелом возрасте: «за 40», «за 50» и старше. Жан Рено, «голопистолетный» Лесли Нильсен, «жандармо-инспекторожювный» Луи де Фюнес, «джеймсобондовый» сэр Шон Коннери, «бабаяговый» Георгий Милляр... Список можно продолжить ещё десятками известных имён, причём не только мужских, но и женских: Эмилия Мильтон (фрау Заурих из «17 мгновений весны»), Евгения Ханаева, Рина Зелёная, Стефания Станюта, Любовь Добржанская, Валентина Телегина, Екатерина Мазурова (бабушка Иночкина из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён») и т.д.

В такой ситуации даже пришлось «изобрести» любопытный термин – «коньячные» актёры. Почему? Да всё просто – чем больше звёзд у крепкого, благородного напитка с тонким вкусовым «букетом», чем он старше, тем ценнее, лучше и, соответственно, дороже. К категории «коньячных» актёров можно с уверенностью отнести и нашу сегодняшнюю героиню.

Вскоре после Победы, точнее, в 1947 году, Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, который стал на долгие годы её домом, главным театром её жизни. Она не затерялась в труппе, сплошь состоящей из блистательных мастеров сатирического цеха. Играя много и увлеченно, Татьяна Ивановна, наконец, получила большую роль – Лукерьи Похлёбкиной в спектакле Бориса Равенских «Свадьба с приданым», премьера которого состоялась 12 марта 1947 года (в дальнейшем постановка была показана с неизменными аншлагами 152 раза). В 1953 году режиссёром студии «Мосфильм» Татьяной Лукашевич при участии Б. Равенских спектакль был адаптирован для киноверсии, снят на плёнку и выпущен на экраны кинотеатров страны. С этого момента к Татьяне Пельтцер (см. иллюстрацию-заставку - фото на «кадрике» №3) пришла первая всенародная известность. Актриса стала «коньячной» и популярной. С «выдержкой» в сорок девять лет!

«Здравствуйте, товарищ Пизнер!». Евдокия – «заслуженная» мать солдата, или Деревенская – «своя «в доску». О «наркоконфетах» и хулиганстве троллейбусном. Как Пельтцер для куража режиссёров «драконила». «Железная» кинобабушка с «чугунным» характером. Фаина и Татьяна – с «приколами по жизни». Картишки и прочие «фишки». Татьяна Ивановна – подруга... Ленина! «Я самая счастливая старуха!». Об этом и не только в следующей нашей встрече к 115-летнему юбилею великой советской актрисы и самой главной кинобабушки СССР.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"


 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№26 (1562) // 26.06.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).