Откровение 24 кадра в секунду

Экскурс в историю религиозного кино. Часть 3


Часть I
Часть II


Продолжаем знакомиться с историей такого специфического жанра, как «религиозный» кинематограф. Речь пойдёт о той его особой части, чьи сюжеты фильмов повествуют уже не о светлых, величественных Силах, а об их нисходящей противоположности – Тьме, силах демонов, личности самого Князя тьмы и Антихриста.


Светлые и Тёмный: кто кого?
С самого рождения кинематографа дьявол даже раньше, чем его вечный Светлый «антагонист», появился на экране, причём в самых разнообразных ликах. Факт: картин о Сатане во много раз больше, чем о Боге, его сыне, Христе, святых и праведниках, вместе взятых. Почему? Как известно, отрицательный персонаж подсознательно привлекает большее внимание читателя и зрителя, нежели положительный. Но главная причина большего количества фильмов о нечистом заключена в том, что, в отличие от Бога, требующего, как правило, серьёзного к себе отношения, дьявол в силу своей природы был сразу склонен допускать по отношению к себе вольности киношников, доходящие до комизма. 

Маньяки, вампиры и Сатана Красной армии
Подлинный взлёт «серьёзного» демонического кино пришёлся на 1913-1933 годы с появлением школы немецкого экспрессионизма. Сам дьявол не всегда присутствовал в том или ином сюжете. Его дух незримо обитал рядом с торговцем, оживляющим глиняного колосса в фильме «Голем» (1914, 1920), невидимо висел над создателями искусственного существа в картине «Гомункулус» (1916). Хотя и не упоминаемый, он явно был прямым производственником фашизма в лице доктора Мабузе в лентах Фрица Ланга «Доктор Мабузе игрок» (1922) и «Завещание доктора Мабузе» (1932). В 1919 году Фридрих Мурнау («папочка» самого первого в мире киновампира Носферату из одноимённого фильма 1926 года), в картине «Сатанас» впервые придал Люциферу элегантный облик. Образ дьявола приобретал в то время даже политическую окраску. Впервые! Так режиссёр Карл Дрейер в том же 1919-м в Дании создал картину «Странички из жизни Сатаны». Лукавый здесь является в образе фарисея, инквизитора, а затем и... красноармейца.

Он после войны
Вторая мировая война убийствами миллионов и кошмарами концлагерей оставила далеко позади демонические фантазии кинематографистов. Лишь в 1960-е годы в киностане Сатаны появилось некоторое движение, правда, поначалу демоническое было излишне тесно сплетено с мирским. Пример тому – комедия Ж. Дювивье «Дьявол и десять заповедей» (1962), демонстрировавшаяся даже в СССР и представляющая набор новелл, посвящённых нарушениям каждой из заповедей Господа. Затем ироническая лента Ингмара Бергмана «Око дьявола» (1961), в сюжете которой при виде целомудренной девушки дьяволу в глаз попадает соринка. Стремясь избавиться от неприятных ощущений, он отправляет на землю Дон-Жуана, дабы соблазнить её и тем самым очистить глаз. Как и во многих киновариантах, нечистый терпит крах. Дон-Жуан сам влюбляется в героиню и не идёт дальше поцелуя, позволяя ей выйти замуж за другого.

Ребёнок Сатаны
Конец 1960-х был «ознаменован» появлением уже вполне серьёзной Антибогородицы в культовой картине Романа Поланского «Ребёнок Розмари» (1968). Ничего не подозревающая молодая женщина, с подачи дьяволопоклонников (в виде вполне обычных обывателей, включая собственного мужа), будучи изнасилованной Князем тьмы, рожает Антихриста. Картина трагически отозвалась в собственной судьбе Романа Поланского. Его беременная жена, актриса Шэрон Тейт, была зверски убита бандой сатанистов под «руководством» Чарльза Мэнсона (новоявленного «мессии», «дьявола во плоти») вскоре после выхода ленты на экраны.

Изгоняющие
С приходом 1970-х годов XX века, принёсших ожесточённую «холодную войну», разгром армии дяди Сэма во Вьетнаме, энергокризисы США, началось возрождение сатанизма в западном кинематографе. В 1973 году выходит на экраны знаменитая картина Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» («Экзорсист») по одноимённому роману Питера Блэтти. В 12-летнюю девочку вселяется демон, заставляя невинную выделывать всякие гнусности. Призванные матерью девочки священники погибают во время сеанса экзорцизма, но спасают ребёнка. В отличие от утончённой, лишённой натуралистических сцен картины Поланского, Фридкин демонстрировал сатану «во всей красе» – одержимая девочка мочилась на глазах гостей дома, изрыгала похабщину, рвоту, своевольничала с распятием, крутила головой на 360 градусов, избивала людей и т.д. В период премьерных показов «Изгоняющего дьявола» возле кинотеатров дежурили машины скорой помощи. Дьявольская картина пользовалась ошеломляющим успехом и стала одним из лидеров проката всего десятилетия. В год премьеры фильма Римский папа в своём выступлении указал, что он и католическая церковь по-прежнему верят в идею персонификации дьявола. В это же время в США стала наблюдаться удручающая картина – резкое увеличение сект, поклоняющихся дьяволу, чему был даже посвящён в 1975 году жуткий фильм «Гонки с дьяволом».


Предзнаменование
Согласно предсказанию Апокалипсиса о «числе Зверя» 666, 6 июня 1966 года в Риме появился на свет ребёнок Сатаны – будущий Антихрист, который «вынырнет из моря политики». Такова завязка мистической, масштабной трилогии «Омэн» (1976-1980) и её первого фильма о детстве антихриста по имени Дэмиэн, созданного режиссёром Ричардом Доннером. Мрачные, с массой сцен умерщвления людей, вставших на пути всё более крепнувшего дитяти лукавого, картины трилогии имели продолжение в виде четвёртого фильма-телеверсии от 1991 года, а затем и ремейка «Омэн 666», датированного уже 2006 годом.

Популярен, элегантен и... добр?!
Последние два десятилетия XX века Сатана в легионах своих обличий продолжал систематически ломиться посредством кино в души мирян. Целые серии картин посвящались Голливудом дьявольским отродьям: «Восставшие из ада», «Кошмар на улице Вязов», «Зловещие мертвецы», «Полтергейст», «Вой», «Фантазм» (пятая часть которого как возрождение культовой серии фильмов должна выйти в текущем году) и т.д. Мировая «фабрика грёз» превратилась в «фабрику пиара лукавого». 

Образ самого дьявола начал эстетизироваться – пиком этого процесса стала картина Тейлора Хекфорда 1997 года «Адвокат дьявола». В образе элегантного и чертовски обаятельного Сатаны предстал блистательный Аль Пачино. В «Хэллбое» (2004) сынок тёмных сил вообще осуществляет предательство и успешно работает, не покладая рук, рогов и хвоста на рабов Божьих. В картине «Константин. Повелитель тьмы» (2005) главный положительный (!) герой в исполнении Киану Ривза находит консенсус с Люцифером. Тот оказался довольно приятным «малым», запросто избавившим главного героя от смертельной болезни лёгких, да ещё благословив парня на долгую жизнь земную.

Чертовщина правит бал
И сегодня «тёмных» фильмов о дьяволе и прочих демонических сущностях снимается гораздо больше, чем картин на «белую», библейскую тематику. За последние пять лет всего три крупных «белых» проекта: «Ной», «Сын Божий», «Исход: Цари и боги». Зато «тьмы» всех калибров хоть отбавляй: «Дьявол» (2010), «Последнее изгнание дьявола» (две части), «Астрал» (3 части), «Заклятие» (2013), «Мама» (2013), «Хижина в лесу» (2013) «Рука дьявола» (2014), «Избави нас от лукавого» (2014) и др.

Нечистый в России
Вконец «осатаневший» Голливуд оказывает влияние и на самобытную, некогда целиком светлую православную кинематографию. Вспомним «Ночные дозоры», десятки российских фильмов о жестоких маньяках-убийцах («Обходчик», «Жесть», «Груз 200», «ССД», «Юленька» и т.д.), о бесовских сущностях «Фобос» (2010), «Чёрт» (2011), «Владение 18» (2014). 

Завтра, 10 сентября, в «Удокане» состоится премьера новейшего российского мистического ужастика «Пиковая дама: Чёрный обряд». Сотворил сие зрелище режиссёр Святослав Подгаевский. Одним из старейших мистических ритуалов является обряд вызова Пиковой Дамы через зеркало. Четверо подростков в шутку решают призвать её, но даже не подозревают, на какие ужасы они обрекли себя и своих близких. Мстительный призрак не остановится, пока не получит их души... 

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин
Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№36 (1364) // 09.09.2015 г.

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).