«Три плюс два»

К 55-летию самой знаменитой «пляжно-отпускной» комедии СССР


Сезон отпусков набирает обороты. Особые счастливчики мчат к морю и пляжам – навстречу экзотическому отдыху, открытиям, приключениям, знакомствам, а может, и... любви. Именно её нашли и продолжают находить снова и снова в течение уже 55 лет «дикие» герои самой знаменитой «пляжно-отпускной» комедии СССР. За ними «на юга» отправимся и мы.

Одичавшие на сцене и гимнотворец
В 1956 году известный баснописец Сергей Михалков написал забавную комическую пьесу «Дикари» о том, как трое друзей-холостяков отправляются отдыхать на юг и знакомятся там с двумя девушками. В итоге забавных приключений на свет появляются две крепкие и любящие семьи. После премьеры в Московском театре им. М.Н. Ермоловой в сентябре 1958 года «Дикари» были поставлены сразу в нескольких советских театрах.

Пьеса имела успех и обратила на себя внимание кинематографистов, испытывающих после периода малокартинья 1950-х нужду в грамотно скроенных, оригинальных, без идеологии и партийной пропаганды, сюжетах. В итоге киностудия имени Горького обратилась к Михалкову с просьбой экранизировать его пьесу. В апреле 1962 года худсовет студии принял литературную киноверсию пьесы, и проект с рабочим названием «Дикари» был запущен в производство.

«Блатной» режиссёр
В качестве постановщика картины Михалков выбрал 44-летнего режиссёра Генриха Оганесяна, несмотря на то, что за его плечами было всего две комедии: «Девичья весна» (1960, с В. Дорманом) и «Приключения Кроша» (1962). Не обращая внимания на недовольство администрации студии, писатель настоял на кандидатуре именно этого постановщика, поскольку хорошо знал его по второму фильму, где снимался в одной из своих первых ролей младший сын Михалкова – Никита.

Летом 1962 года начались поиски актёров на главные роли. Несмотря на то, что героев было всего пять человек, искали их долго и мучительно как в столице, так и за её пределами. Здесь у режиссёра и автора пьесы возникли творческие разногласия.

Споры начались вокруг названия будущего фильма – «Дикари». Оганесяну это показалось неоригинальным, тем более что большинство зрительской аудитории СССР всё ещё страдало остаточной «тарзаноманией». Улицы городов и сёл время от времени оглашались характерными «позывными» дикого человека Тарзана – главного героя серии приключенческо-экзотических картин («трофейных») производства США, а на деревьях болтались многочисленные «тарзанки» – верёвки, с которых на лету бесстрашно сигали вниз мальчишки.

Режиссёр предложил своё название фильма – «Три плюс два». Автор пьесы и сценарист перед пляжно-комической арифметикой сдался.

Возраст и экзотика
Оганесян стал настаивать на изменении возраста героев – в пьесе им было за 30, а режиссёр решил сделать их на десяток лет моложе. Михалков был категорически против такого грубого изменения анкетных данных персонажей, а потому, используя силу своего авторитета, потребовал наиболее подходящих на его взгляд актёров.

В комедии главные мужские роли должны были исполнить Георгий Вицин (физик Сундуков), Николай Рыбников (дипломат Владлен Рубакин) и Вячеслав Тихонов (ветеринар Роман Любешкин). Но авторитет Михалкову не помог – на сторону режиссёра встала вся студия и даже её могущественный худсовет, что и определило исход спора.

Интересно ещё одно завоевание Оганесяна – он изменил некоторые паспортные данные персонажей. Дипломат, избавившись от «политизированного» Владлена, стал просто Вадимом, а от фамилии вообще «отказался», как и дрессировщица хищников Зоя Шубейкина. У её подруги-киноактрисы было не имя, а сплошная экзотика – Сильва Пархоменко. Комедия комедией, но режиссёр решил не перегибать, и назвал девушку просто Наташей...

Пляжная троица
Пробы актёров проходили на Рижской киностудии, которая взялась помогать горьковцам в постановке. Для рижан это была четвёртая со дня основания студии полнометражная лента. К досаде московских киношников, здесь не оказалось даже цветной киноплёнки. Не особо стесняясь в выражениях в адрес прибалтийских коллег, оператор съёмочной группы Вячеслав Шумский с одним из директоров фильма укатили в столицу за плёнкой. Оганесян, дабы не терять времени, дал команду снимать пробы в чёрно-белом варианте и на фото.

С мужчинами решили быстро: на роль дипломата-эстета Вадима утвердили Евгения Жарикова (21 год, вторая главная роль после фильма «Иваново детство», 1962), застенчивым ветеринаром Ромой Любешкиным стал Андрей Миронов (21 год, вторая главная роль после картины «Мой младший брат», 1962). А вот с серьёзным доктором физики Сундуковым режиссёру пришлось повозиться. На его роль пробовалось немало народа. Среди кандидатов оказался ленинградский 26-летний актёр Геннадий Нилов, за плечами которого был, как у его будущих киноколлег, всего один фильм («Человек с будущим», 1960).

«На роль хмурого Сундука пробовались несколько человек, – рассказывал Геннадий Петрович. – Мне сказали «спасибо» и отправили обратно в Ленинград. Долго не было вестей. Я уже решил, что сыграть не суждено, и вдруг получаю телеграмму: «Поздравляю. Не стричься. Не бриться. Остаться дикарём. Оганесян».

Коварство Клапкалнциемса
На женские роли счёт претенденток шёл на десятки, а затем и сотни. Пробовались не только известные актрисы, но и манекенщицы.
Режиссёр, обладая большим чувством юмора, подбор продолжил по своему методу. Дело происходило в местечке с кручёным названием Клапкалнциемс. И до актёрских проб допускалась только та, что смогла с первого раза чётко выговорить название. Так отсеяли таких замечательных актрис, как Лилиану Алешникову (была особо известна зрителям по картине 1956 года «Они были первыми») и Татьяну Конюхову.

Победили Наташи
Режиссёр остановил выбор на двух Натальях: Фатеевой (28 лет) и Кустинской (24 года). Обе снимались в кино с конца 50-х. После проб на рижском взморье режиссёр позвонил Фатеевой и предложил вместо роли укротительницы тигров Зои роль её подруги Наташи. Фатеева тут же заявила, что роль Наташи ей категорически не нравится и она отказывается от съёмок. Режиссёр растерялся и пошёл на попятный. Однако против кандидатуры Фатеевой резко выступил сам автор пьесы Сергей Михалков, считавший, что «эта красавица» недостаточно спортивна (по сюжету Зоя была циркачка) и перед камерой держится «как пионервожатая». Но руководство горьковской студии хорошо относилось к Фатеевой и, несмотря на протесты Михалкова, утвердило её на роль.

Наталья Кустинская в «Три плюс два» попала случайно. На пробы в Ригу её пригласил знакомый оператор Шумский. Глядя на многочисленных известных актрис, манекенщиц, балерин, Кустинская слабо верила, что пройдёт. Тем не менее снялась и уехала в Ленинград, где в это время играла главную роль в фильме «После свадьбы». Прошёл месяц, случайно зашла в дирекцию киностудии. Оказалось, там её уже давно лежала телеграмма. В тот же день Кустинская вылетела в Крым.

Из-за проволочек с цветной плёнкой, актёрских проб и плохой погодой в Риге подготовительный период был продлён на две недели. Только 11 августа 1962 года киногруппа «Три плюс два» наконец-то выехала к месту съёмок – в Крым.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№26 (1510) // 27.06.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).