Дважды уникальные...

О филокартических редкостях


В начале прошлого века в России, как, впрочем, и во всём мире начался открыточный бум. Изданием открытых писем занялись как крупные книготорговцы и печатники, так и местечковые купцы. Особую популярность в ту пору имели открытки с видами городов и местностей, выпускавшиеся целыми сериями. Сегодня мы расскажем о двух открытках, изданных в 1903 г. Михаилом Евстигнеевичем (Асигнеевичем) Стожем, одна из которых имеет двойную уникальность.

Наиболее полно биографию М.Е. Стожа изучил иркутский филокартист (коллекционер открыток) Сергей Медведев, опубликовавший в №3 за 2009 г. журнала «Филокартия» статью «Михаил Стож, издатель открыток в Иркутске». По его сведениям, М.Е. Стож родился 12 января 1880 г. в Витебске в семье зажиточного ремесленника. После окончания ремесленного училища он работал на разных технических должностях, в том числе служил агентом движения на Закаспийской военной железной дороге, а в 1900 году приехал в Иркутск. Здесь Стож заступил на должность конторщика в Управление Забайкальской железной дороги, параллельно занимаясь издательской деятельностью. Он выпускал раскладные листы с расписанием поездов, «Спутники пассажира по Забайкальской железной дороге», а также иллюстрированные открытые письма с видами Иркутска и Забайкалья.

В 1903-1904 гг. Михаил Стож издал наиболее интересную для современных филокартистов серию, состоящую из 24 открыток с видами Иркутска, Читы, Якутска и других городов и местностей Прибайкалья, Забайкалья и Якутии. Как отмечает С.И. Медведев, «все без исключения сюжеты на открытках серии оригинальные, никто из последующих издателей эти фотографии не использовал. Большинство фотографий можно отнести к первоклассным по выбору точек съёмки и художественной выразительности. Облик некоторых зданий и сооружений Иркутска и Читы сохранился только на открытках этого издания. С большой долей уверенности можно назвать автора всех фотографий для стожевских открыток, это – известный иркутский фотограф Дмитрий Николаевич Мамонов, с которым Михаил Евстигнеевич Стож был хорошо знаком».

С двумя открытками этой серии, на которых запечатлены читинские сюжеты, произошло неординарное событие, о котором впервые спустя много лет рассказал А. Блюм в статье «Арестованные открытки», опубликованной в №5 журнала «Смена» за 1996 год. Всё дело в том, что под №5 в этой серии Стож издал открытку с видом дома декабриста Бестужева в Чите, а под №10 – вид часовни, якобы построенной декабристами в 1826 году. Сами открытки были отпечатаны в 1903 году в Германии, и когда они проходили через таможню, чиновники посчитали, что карточки, связанные с именами государственных преступников, должны быть изъяты из употребления. М.Е. Стож подал жалобу на действия цензуры, но успеха она не имела: весь тираж (по данным А. Блюма – 1500 экземпляров, а по свидетельству самого М. Стожа – 1000 экземпляров) был конфискован и уничтожен «…как запрещённые по распоряжению господина начальника Главного управления по делам печати».

Но всё же нескольким экземплярам этих открыток каким-то образом удалось спастись, и их нынешняя стоимость на антикварном рынке составляет несколько тысяч за штуку. Сегодня известно местонахождение пяти открыток с видом «Чита. Часовня, выстроенная декабристами в 1826 г.» (илл. 1) и ровно столько же с видом «Чита. Дом декабристов» (илл. 2). Из первой пятёрки две буквально на днях по счастливому случаю попали в моё собрание. Одна из них в ближайшее время займёт место в коллекции редкостей Нерчинского краеведческого музея.


Иллюстрация 1. Собрание Нерчинского краеведческого музея.


Иллюстрация 2.

История с арестом и последующим уничтожением открыток этой серии – лишь первая часть их уникальности. Вторая заключается в самом сюжете открытки под №10, т.е. той самой часовни, якобы построенной декабристами в 1826 году. Общеизвестно, что первые партии декабристов начали прибывать в Читу в начале 1827 года, а, значит, они никак не могли быть её строителями. Здесь, скорее всего, сказалось простое незнание истории неместными фотографом и издателем, либо использование обывательской информации, которую они могли получить, например, от тех людей, что тоже присутствуют на снимке. Такое часто случается – местные жители пользуются легендами, услышанными от кого-то и видоизменёнными до неузнаваемости, а порой и до абсурда. Например, жители деревни Усть-Чёрной рассказывают про Екатерининский тракт вдоль Шилки, по которому ездила сама императрица Екатерина. На забайкальских реках существует множество «скал любви», с которых якобы бросались несчастные невесты. В степях и тайге есть бесчисленные «шаман-горы», на которых, согласно легендам, похоронены шаманы или бродят их духи и т.п.


История с арестом и последующим уничтожением открыток этой серии – лишь первая часть их уникальности. Вторая заключается в самом сюжете открытки под №10, т.е. той самой часовни, якобы построенной декабристами в 1826 году. Общеизвестно, что первые партии декабристов начали прибывать в Читу в начале 1827 года, а, значит, они никак не могли быть её строителями.


Так всё-таки что за часовня изображена на открытке? Ответ на этот вопрос в документах Государственного архива Забайкальского края нашла Лариса Храмова. Вот что она пишет о ней в книге «Тот храм, построенный из брёвен…» (Чита, 2016): «В одном из дел говорится о том, что в Чите имеются две часовни, без алтарей, одна из них – небольшая и уже ветхая Михайло-Архангельская – находится недалеко от [Михайло-Архангельской – А.Л.] церкви, и в ней ежегодно 6 сентября совершается водосвятный молебен в память Архистратига Михаила. Построена она «в 1875 году по усердию ныне умершей солдатской жены Матрёны Константиновны Терентьевой на месте бывшей в древности первой в Чите церкви – сгоревшей»... Освящена часовня в том же 1875 году благочинным священником Читинской Архангельской церкви Иоанном Иоанновым (Титовым) по благословению архиепископа Вениамина. Снаружи здание окрашено «приличною краскою, а внутри оклеено обоями». Стоит упомянуть, что по имени устроительницы в народе эта часовня ещё именовалась Терентьевской.

В заключение отметим, что в числе 24 открыток этой легендарной серии М.Е. Стожем были изданы ещё три, имеющие отношение к Забайкалью: №7 – «Чита. Женский монастырь», №8 – «Агинский дацан, находящийся в 16 верст. от ст. Ага Забайкальской ж.д.» и №9 – «Чита. Старый собор» (илл. 3 – 5). И хотя они избежали ареста и уничтожения, тем не менее тоже являются довольно редкими и могут стать ценным украшением любой коллекции.


Иллюстрация 3.


Иллюстрация 4.


Иллюстрация 5.

Все материалы рубрики "СундуЧОк"
 

 

Александр Литвинцев
Автор благодарит В.В. Куренкова
за предоставленные изображения
(иллюстрации 2-5)

«Читинское обозрение»
№24 (1560) // 12.06.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).