...и даже за кулисами играла роль

Валентина Фёдоровна Зуховицкая в воспоминаниях дочери и коллег – актёров краевого драмтеатра


9 января этого года не стало заслуженной артистки РСФСР Валентины Зуховицкой – она умерла на 82-м году жизни в Ангарске, где жила последние годы. Трудно писать о человеке, когда ты не можешь взглянуть ему в глаза, когда не можешь заметить чуть дёрнувшиеся уголки его губ.  Поэтому я обращаюсь к памяти тех, кого она воспитывала, кого учила, с кем работала

Княгиня Волконская
Семья Зуховицких переехала в Читу в 69-м году из Вышнего Волочка Калининской (Тверской) области. Глава семейства Семён Борисович был приглашён в читинский театр режиссёром, супруга к тому времени была уже состоявшейся актрисой. Позади у творческой пары – театры Целинограда, Каменска-Уральского, Ферганы, Волочка...

В сезоне 69-70 годов в Чите Валентина Фёдоровна сыграла четыре больших роли в спектаклях, поставленных супругом. Особо зрители восхищались шотландской королевой, английской пленницей Марией Стюарт в одноимённом спектакле по трагедии Ф. Шиллера. 

Именно на сцене Читинского театра драмы Зуховицкая в 1975 году стала первой исполнительницей роли Марии Волконской в пьесе иркутского писателя Марка Давидовича Сергеева «Записки княгини Волконской». Эта постановка была посвящена 150-летию со дня восстания декабристов. 

«Марк Давидович принёс «Записки» в наш театр. И я «захлебнулась!» Я – Мария Николаевна! Моя творческая судьба в театрах страны складывалась благополучно, грех роптать, но Волконская стала судьбой, которая продолжается до сих пор», – говорит нам со страниц ещё толкалинской «Вечорки» сама Валентина Фёдоровна.

Дерзкий шаг
– Мама окончила музыкальное училище, обладала красивым голосом и часто пела в спектаклях. Всегда повторяла: «Лучше буду петь хорошо в театре, чем плохо в опере, – вспоминает Лариса Чемезова, дочь актрисы. 

А. Пегов в книге «100 лет читинским театральным сезонам» отмечает: «Умение играть роли различного амплуа оставляло за ней одно из ведущих мест в театре. В этом можно убедиться, заглянув в репертуарный лист актрисы в сезонах 69-92 годов: Кукарникова – «Дети Ванюшина» – С. Найденова, Молли Ролстон «Мышеловка» А. Кристи, Донья Анхела – «Дама-невидимка» П. Кальдерона. И многие, многие другие. Всего пятьдесят премьерных ролей, не считая вводов». Автор отмечает, что наиболее блестящей для Валентины Фёдоровны стала роль Бетти Дольфин в трагикомедии Брехта «Карьера Артуро Уи»: «Доселе ей не приходилось встречаться с драматургией писателя. Казалось бы, вся исконно русская манера исполнения, присущая ей, заставит Зуховицкую остаться и тут верной своему стилю. Так зачастую и делали многие актёры и добивались немалых успехов. Валентину Фёдоровну же потянул этот острый эксцентричный образ на смелый и дерзкий шаг. Она решила раскрыть образ Бетти Дольфин по-брехтовски – жёстко и обнажённо. Особенно хорошо удались эпизод похорон Дольфина и сцена соблазнения вдовы убитого Артуро Уи».

Дотошный педагог
В 94-м году Валентина Фёдоровна перешла на педагогическую работу в училище культуры, окончив специальные курсы в Москве.

– Начиная со второго курса, Валентина Фёдоровна преподавала у меня сценическую речь, – рассказывает актриса краевого драмтеатра Ирина Нольфина. – Запомнился такой казус. В школе №12 должна была пройти творческая встреча, и каждый из нас должен был прочитать поэтическую композицию. Валентина Фёдоровна сказала, что не знает, где находится эта школа. Я заверила её, что знаю. И мы спокойно отправились вместе. Помню, дул пронизывающий ветер. И вот мы приходим туда, а нас... не ждут. Валентина Фёдоровна зашла в учительскую, по-актёрски посетовала на плохую организацию, и мы ушли. А когда вернулись в театр, то не обнаружили там других ребят. Оказалось, встреча назначена в школе №12 – в вечерней, через дорогу от театра.

С Валентиной Фёдоровной Ирина была занята всего в нескольких спектаклях. В одном из них («Ангелы дома») заслуженная актриса играла предводительницу крыс:

– Роль ей удалась на все сто! Вообще, в работе у неё был всегда азарт. Помню в «Жаворонке» я играла шута, так вот именно Валентина Фёдоровна показывала мне, как надо кувыркаться, гримасничать, показывать язык. Представляете, какая она была?!

Педагогом она была дотошным: пока не добьётся от ученика нужной интонации – не успокоится. Однажды в спектакле «Электра» Ирина играла одного из хористов: 

– Сидели на коленях на сцене, и вдруг со всех углов поползли тараканы (откуда только взялись!). Мы, естественно, соскочили с криками. А Валентина Фёдоровна нас вернула и сказала: «Что бы ни случилось на сцене, вы должны сидеть». И тараканы ползали вокруг нас, а мы сидели. Валентина Фёдоровна воспитывала в нас профессионалов, каким была сама.

– Для меня Валентина Фёдоровна была педагогом, мне не довелось играть с ней на сцене. Но я на своей шкуре испытал её требовательность к каждой мелочи. С меня она, как говорится, не слезала, – вспоминает артист театра Алексей Терёхин. – Мне очень нравились индивидуальные занятия с ней. Помню, на первое занятие я боялся идти – наслышан был о её строгости. Пришёл весь зажатый, а она меня спросила, умею ли я готовить плов. И она мне рассказала свой рецепт, в этот же вечер я его испробовал. Слово «плов» стало для нас кодовым, когда у меня что-то не получалось. «Плов», – говорила она мне, если я куда-то не туда «шёл».

Вот так надо играть!
За свою педагогическую деятельность Валентина Фёдоровна выпустила несколько поколений студентов, которые стали артистами театра драмы. Вместе с главным режиссёром Н.А. Березиным вела курс студентов Щепкинского театрального училища на базе драмтеатра.

Своим появлением на сцене театра благодарен Зуховицкой Алексей Тебеньков, заслуженный деятель искусств Забайкальского края, режиссёр:

– Будучи школьником, я занимался в театральной студии при ДК железнодорожников. На одном из концертов она меня заметила и настояла, чтобы я поступил во вторую студию. С того момента мы с ней тесно стали сотрудничать. 

Алексей вспоминает, как в 90-х годах появился замечательный проект «Театр под сводами музея», когда профессиональные актёры драмтеатра стали играть в музее декабристов мини-спектакли:

– Валентина Фёдоровна была у истоков этого проекта, она писала сценарии по разным декабристам, руководила постановками. Это большое дело, такое нужное забайкальцам во все времена, начинала именно она!

Самой яркой ролью Валентины Зуховицкой для Алексея Тебенькова тоже стала роль крысы Нази в «Ангелах дома»:

– Это было в 90-е годы, как раз тогда была популярна панк-культура. Валентина Фёдоровна выходила на сцену с ирокезом, смотрелось очень эффектно. Безусловно, она была профессионалом – из каждой роли выжимала по максимуму. 

После окончания новосибирского театрального училища приехала в читинский драмтеатр Екатерина Рябова, ныне – заслуженная артистка России. 1979-й год для театра был юбилейным. На праздничном концерте Зуховицкая играла отрывок из пьесы. 
– Я поняла: вот так надо играть! – признаётся Екатерина Рябова.

Занавес
Когда семья Зуховицких приехала в Читу, Ларисе было 11 лет. Она хорошо запомнила вечера, когда дома собирались многочисленные гости. Гитара, стихи, актёрские байки... 

– У мамы день рождения 12 апреля, и она, приглашая гостей, говорила, что праздновать будут День космонавтики. Люди шли и даже не подозревали, что у мамы день рождения. Она любила шутить. 

Гости восхищались пловом, который Валентина научилась готовить в Фергане.
– А какую мама выпечку делала – закачаешься! – нежно гладя ажурные петли пончо, связанного, кстати, мамой, делится Лариса Семёновна. 

В театре и вне его Валентина Фёдоровна всячески поддерживала талантливую молодёжь.
– Она делала всё возможное, чтобы ребята выходили на сцену. Видела их таланты. Папа из театра тоже потом ушёл в культпросвет. Вёл курс режиссёрского мастерства, был уважаемым педагогом. Молодёжь любила как маму, так и папу.

До конца дней Валентина Фёдоровна следила за собой, «держала марку». Если выход по делам, то непременно завьёт волосы и подкрасит губы. В восемьдесят с хвостиком выглядела великолепно: статная, с модной стрижкой, в современных нарядах. В дамской сумочке всегда лежали скидочные карты различных торговых центров, куда она любила заглядывать. Актриса не терпела к себе обращения «Бабушка» от посторонних. «Вы мне не внук!», – одёргивала она бестактного обращающегося к ней. Только внукам разрешалось называть её бабулей.

Младший внук был последним из родных, кто видел Валентину Фёдоровну. 
– Рванул к ней на Рождество. Она его встречала вкусностями, хлопотала на кухне. 9 января он вернулся в Читу, передал гостинцы, мы поговорили о маме. А вечером мне позвонили...

Сегодня, 17 февраля, исполняется сорок дней со дня кончины актрисы, которую помнят читинские зрители, помнят близкие, помнят коллеги и ученики. Вспомним и мы талантливую актрису, более двадцати лет украшавшую своим талантом читинскую театральную сцену.

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Ольга Чеузова
«Читинское обозрение»
№7 (1387) // 17.02.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).