Большой талант и короткая жизнь

В «Современнике» Владлена Паулуса называли «совестью» театра: он всегда боролся за справедливость


В 1928 году в Чите была запущена Черновская электростанция, организовано движение автобусов между Читой-1 и Читой-2. В этот же год закончились службы в церкви Архангела Михаила, в Саду Профсоюзов был установлен первый громкоговоритель. Наверное, в 1928-м в Чите произошло ещё немало больших и малых событий, но нас интересует одно – 25 сентября в семье железнодорожного инженера Владимира Паулуса родился сын Владлен. Читинец стал известным актером, оставив значительный след в отечественном театральном искусстве. Итак, Владлен Паулус.

В те годы нередко давали такие «революционные» имена – сокращённо от слов Владимир Ленин. Может быть, поэтому сам герой нашего рассказа предпочитал, чтобы его называли Владимир, как отца, о котором известно лишь то, что он работал на руководящей должности в системе железных дорог. Его арестовали и расстреляли, когда сыну было девять лет.

Вероятно, произошло это не в Чите, поскольку в «Книге памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье» не встречается его имя. Зато похожее имя нашлось в подобной книге Владимирской области – Паулус Владимир Яковлевич, родившийся в 1902 году в Польше (ст. Иван-Город), живший в городе Муроме и работавший инженером. Согласно базе данных «Жертвы политического террора в СССР», он был арестован 13 сентября 37-го и расстрелян. А в декабре того же года в том же Муроме был арестован Паулус Яков Яковлевич, родившийся в 1874-м в Польше и работавший машинистом. Его дело было прекращено за смертью обвиняемого. Возможно, это дед Владлена Паулуса.

Известно, что вскоре после смерти мужа мать Владлена повторно вышла замуж, родила ещё двух детей и долгое время работала смотрителем в музее.

«Дороги, которые мы выбираем»
Так называется рассказ О. Генри, любимого писателя Леонида Гайдая. По его мотивам (и ещё двух рассказов – «Вождь краснокожих» и «Родственные души») этот режиссёр, позже прославившийся своей «Операцией Ы» и «Бриллиантовой рукой», в 1962 году поставил фильм «Деловые люди», состоявший из трёх киноновелл.

Напомню сюжет «Дорог…». Ограбив почтовый поезд, Акула Додсон и Боб Титбол уходят от погони. Лошадь Боба сломала ногу, и её пристрелили. Он надеется ускакать вдвоём на Боливаре – такая кличка у коня Додсона. Но напарник стреляет в Боба со словами: «Боливар не выдержит двоих» и присваивает всю добычу. Спустя много лет Акула Додсон, ставший успешным бизнесменом, вновь произносит эту крылатую фразу, отказав в финансовой помощи своему давнишнему деловому партнеру.


В роли Акулы Додсона (фильм Леонида Гайдая «Деловые люди»)

Так вот, роль Акулы Додсона стала первым крупным появлением в кино 34-летнего актёра московского театра «Современник» Владимира Паулуса. После этой роли он обратил на себя внимание многих режиссёров. Они видели в нём сплав жёсткости и силы, решительности и мужественности, юмора и драматизма, поэтому поручали роли военных, моряков, дипломатов, чекистов, милиционеров – он сыграл их около двух десятков.

«Очень талантливый актёр»
Окончив школу, Паулус учился в Московском строительном институте на факультете промышленного и гражданского строительства. Правда, получив диплом, всего пару лет работал по специальности, параллельно участвуя в самодеятельном театральном кружке. В 24-летнем возрасте он понял, что сценическая площадка привлекает его больше, чем строительная, поступил в Школу-студию Московского художественного академического театра имени М. Горького (МХАТ) и через пять лет стал артистом.

Его сразу приняли в труппу Московского драматического театра имени К.С. Станиславского вместе со своим другом Евгением Урбанским, чья творческая карьера была яркой, но короткой: дебютировав в главной роли в фильме Юлия Райзмана «Коммунист», 33-летний артист трагически погиб в ноябре 1965-го на съёмках фильма Алексея Салтыкова «Директор».

Многие начинающие актёры посчитали бы счастьем выходить на сцену театра имени Станиславского, но Владлен Паулус отработал там лишь один сезон и принял приглашение Олега Ефремова, руководителя недавно созданного театра-студии под названием «Современник», где прослужил около десяти лет – с 1958-го по 1966-й. В «Современнике» его ценили.

Народная артистка РСФСР Людмила Иванова (зрители запомнили её по роли общественницы Шуры из «Служебного романа» Эльдара Рязанова, а вообще-то она почти шестьдесят лет играла в «Современнике», создала детский музыкальный театр «Экспромт», написала десятки популярных песен и немало книг) в своей книге «Не унывай» вспоминала о спектакле «Третье желание» по пьесе чешского драматурга Блажека. Эта недетская сказка о том, как старичок-волшебник подарил человеку, уступившему ему место в трамвае, колокольчик, способный исполнить три желания, и как проявляют себя люди, неожиданно соприкоснувшиеся с волшебными возможностями. «Старичка с колокольчиком играл Владимир Паулус, - писала Иванова, - очень талантливый актёр, который, к сожалению, рано ушёл из жизни».

Народный артист РСФСР Михаил Козаков в своей «Актёрской книге» назвал комедию Александра Володина «Назначение», поставленную в начале 1960-х годов Олегом Ефремовым в «Современнике», одной из лучших работ этого режиссёра. «Там был прекрасен весь актёрский ансамбль, - писал Козаков. - Евстигнеев — Куропеев-Муровеев, Дорошина — Нюта, Кваша — отец, Волчек — мать. А Володя Паулус играл бухгалтера Егорова, страстного поклонника Есенина. Маленькому скучному бухгалтеру советского учреждения, отбывающему повинную службу, почему-то не давали покоя буйные строки одного из самых мрачных и трагичных поэтов России. «Чёрный человек на кровать ко мне садится, чёрный человек не даёт мне спать…», — читал Паулус-Егоров».

В это время Паулус много снимался в кино, в том числе в картинах вместе с руководителем «Современника». Например, в фильме 1963 года «Сотрудник ЧК», поставленном Борисом Волчеком, Ефремов сыграл чекиста, а Паулус – подпольщика. В двухсерийном фильме Александра Столпера «Живые и мёртвые» (1963) Ефремов сыграл одну из главных ролей – танкиста Иванова, которому принадлежит знаменитая фраза: «На моей фамилии вся Россия держится», а Паулус – роль второго плана, майора Данилова. А на съёмках кинодрамы «Строится мост» (1965), где Паулус был занят в эпизоде, Олег Ефремов выступил в качестве режиссёра вместе с Гавриилом Егиазаровым.

По воспоминаниям коллег, в «Современнике» Паулуса называли «совестью» театра: он всегда боролся за справедливость. Однако настоящих друзей у него не было – мешал тяжёлый характер, собственное видение любого вопроса и излишняя прямолинейность суждений. К тому же он злоупотреблял алкоголем, что вообще-то не редкость в театральной среде. В конце концов, всё это послужило причиной его увольнения.

Последние годы
Актёр по-прежнему много снимался в кино – в его фильмографии почти сорок картин. Среди лучших: «Крестьянский сын» (сердобольный крестьянин Колесов), «Иванов катер» (Михалыч), «Кража» (капитан милиции Дербенцев), «Чёрт с портфелем» (журналист Шишков), «Схватка в пурге» (рецидивист), «Место встречи изменить нельзя» (эксперт МУРа Родионов).


В роли эксперта МУРа Родионова (фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя»)

Он откликался на любые предложения. Немногочисленные главные роли чередовались со многими эпизодическими, в которых он тоже выкладывался по полной. Вообще, Паулус обладал разносторонними талантами: занимался живописью и литературным творчеством – написал две пьесы. В 1969-м он окончил высшие режиссёрские курсы и несколько лет работал режиссёром на телевидении. Потом вернулся к профессии актёра, в Московском театре им. В. Маяковского сыграл в «Талантах и поклонниках» (Нароков) и «Думе о Британке» (Матвей Степанович), однако в 1974-м покинул и этот коллектив. Похоже, по тем же причинам, что и «Современник».

Последний фильм, в котором был занят Владлен Паулус – мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Он снялся в эпизодической роли фабричного мастера товарища Леднёва – Михалыча, как называла его главная героиня картины Катя. К сожалению, премьеру этого фильма ему увидеть уже не пришлось. У актёра обнаружили рак пищевода, и 28 июня 1979 года он скончался, не дожив трёх месяцев до своего 51-летия. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Пьесу Владлена Паулуса «Бульварный роман» вдова актёра Людмила Самуиловна дала прочитать Олегу Далю. Пьеса ему понравилась, он написал по ней киносценарий и хотел самостоятельно поставить эту картину, но не успел – весной 81-го сам скоропостижно ушёл из жизни.

Все материалы рубрики "Золотой фонд" земли Даурской"

 


Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№40 (1576) // 02.10.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).