Ты какого числа родился, внучок?

О чём помнить, читая смс со странных номеров и отвечая на звонки незнакомцев


Доверчивость и жалостливость – вот что ведёт наших бабушек и дедушек в лапы мошенников. Как старшему поколению уберечься от обмана? По инициативе члена Общественного совета при УМВД по Забайкальскому краю, главного редактора «ЧО» Николая Черняева эту тему обсудили участники клуба друзей газеты. На встречу с активными читателями пришёл начальник отделения уголовного розыска УМВД по Забайкальскому краю Роман Жигалин.



Позвоните внуку!
Способы обмана граждан не новы. Роман Жигалин рассказал собравшимся о самых популярных схемах. Первая, когда на телефон пенсионера звонит «внук»: «Бабушка, я сбил человека (или ударил), сижу в полиции. Нужны деньги, чтобы заплатить».

– Естественно, вы паникуете, называет «внука» по имени, спрашиваете, что случилось. Злоумышленник входит с вами в контакт и действует по отработанной схеме. Спрашивает, сколько у вас денег на счетах. И вы, чтобы ваш родственник избежал уголовной ответственности, перечисляете деньги туда, куда вам укажут, либо разрешаете доступ к своим банковским картам, – объясняет мошенническую схему Роман Иванович.

Опытный специалист советует для начала не паниковать:

– Успокойтесь, задайте вопросы, на которые мошенник не сможет ответить. Например, спросите у «внука», когда у него день рождения. Или задайте другой вопрос, ответ на который знаете только вы и ваши близкие.



А ещё лучше отключиться и перезвонить на номер внука, сына или дочки. Мошенники, правда, действуют с напором, не давая пенсионеру опомниться, торопят поскорее перечислить им деньги. Ни в коем случае не стоит спешить! Убедитесь, правда ли то, что о чём говорят вам в трубку телефона.

Этого не сделала знакомая читательницы «ЧО» Анны Константиновны Фоменко:

– Ей позвонил якобы внук из Иркутска и говорит: «Бабуля, я сбил на машине человека. Деньги нужны». Она перевела ему 60 тысяч. Через какое-то время снова звонок: денег мало, надо ещё. Так она перевела ещё 200 тысяч – все свои накопления! Я её спрашиваю: почему дочке не позвонила? Она говорит, что не сообразила.



Справедливое замечание по поводу подобных ситуаций дала другая активная читательница «ЧО» Маргарита Михайловна Логвинова:

– Товарищи, я считаю, что бабушка, спасающая внука от уголовной ответственности, дающая кому-то взятку, – тоже соучастница преступления. Не нужно никуда ввязываться, надо сначала во всём разобраться!

«Сама виновата»
Роман Жигалин напомнил участникам встречи о захлёстывавшей некоторое время назад рекламе БАДов, которые люди заказывали и попадали в ловушки мошенников:

– Сегодня злоумышленники стали работать по второму кругу. Имея списки тех, кто когда-то что-то заказывал, они обзванивают граждан, представляясь сотрудниками правоохранительных органов. Сообщают им, что когда-то их обманули, что преступников задержали и теперь пострадавшим полагается компенсация. Но чтобы её получить, необходим номер карты, счёта.

И тут свою историю рассказала наша читательница из Оловяннинского района, попросившая не указывать своего имени в газете:

– Я проездом в Чите, но специально пришла на встречу, чтобы рассказать о своих «приключениях». Мне стыдно за то, что я так оплошала, но пусть моя история будет другим в поучение.

Слушая постоянно «Радио России», женщина поверила рекламе одного недешёвого медицинского прибора. Заказала. Он пришёл неисправный. Тогда она позвонила в фирму, ещё заплатила деньги, ей прислали запчасть, но и с ней прибор не заработал. Позже по радио же она услышала, что прибор продавали мошенники, на них заведено уголовное дело.

Через некоторое время ей начали звонить и предлагать получить компенсацию за ущерб, причинённый мошенниками, но для этого требовалось перевести некую сумму:

Сначала я не обращала на эти звонки внимания, но потом мне позвонил некий Иван Петрович и сообщил, что он-то компенсацию получил, а чего же я тяну. Тут уж не знаю, что со мной произошло, и сын у меня взрослый был дома, и он меня не остановил, я перевела ещё 31 тысячу рублей. Как на меня повлияли? Это какой-то гипноз!

Только придя с почты, женщина поняла, что снова стала жертвой обмана:

– Мне очень стыдно. Никому эту историю не рассказываю. Я понимаю, что виновата в этом только я!

Идите в банк
Очень часто (и не только пенсионерам) на телефоны прилетает смс о блокировке банковской карты.

– Что вы в таких случаях делаете? – спросил собравшихся Роман Жигалин. – Вы не бежите выяснять ситуацию в банк. Вы читаете сообщение и перезваниваете на указанный номер. Вам отвечает якобы сотрудник службы безопасности банка. Мошенник начинает диктовать действия, которые вы должны совершить. Сообщаете номер карты, счёт, паспортные данные. Ни на какие номера звонить не надо! Нужно идти в банк, чтобы там всё проверили.

Читательница Ольга Александровна Филиппова приводит свой пример:

– В прошлом я сама работала следователем и не думала, что попадусь на уловки мошенников, но мне пришло смс о блокировке карты. Я в панике звоню на этот номер, чтобы узнать подробности. Мне отвечает якобы начальник службы безопасности банка. Однако что-то меня остановило от дальнейших контактов с ним, и я решила поехать в отделение банка. В банке пояснили, что это смс отправлено не с их номера. Я позвонила мошенникам!



– Когда человек, попавшийся на уловки, приходит с заявлением к нам, то мы с ним беседуем. Каждый знал и слышал о такого рода обмане, но каждый думал, что уж с ним-то такого точно не произойдёт, – прокомментировал Роман Иванович.

Благоразумно поступил участник нашей встречи Анатолий Кузнецов, когда ему пришло сообщение, что он кому-то перевёл деньги, хотя он этого не делал. Звонить по указанному номеру читинец не стал и обратился напрямую в банк.



Маргарита Михайловна Логвинова прошла тем же путём:

– Мне тоже приходило сообщение о блокировке карты. Я тоже отправилась в банк и выяснила, что всё нормально. Из банка пошла в полицию, а там меня спросили, пострадала ли я. Если не пострадала, то, мол, и дела нет.

Николай Черняев уточнил у Маргариты Михайловны, подавала она письменное заявление в полицию или ограничилась только устной жалобой. Выяснилось, что заявления не было.

– В этом и ошибка нашего человека, – заметил Николай Сергеевич. – Нужно было обязательно подавать заявление. Настаивать, чтобы его приняли. А если бы вам отказали, у вас были бы основания жаловаться дальше.


В случае отказа полицейских принять заявление позвоните на телефон доверия УМВД: 23-55-66.



Открывать или нет?
Нередко бабушки и дедушки попадают в сети мошенников, которые предлагают им погадать на улицах.

– Говорят, что у вас много болезней, карма плохая. За это вы должны принести деньги или отдать золото на «чистку», – рассказал Роман Жигалин.



Жертвами преступлений становятся и те, кто открывает двери своих квартир – к примеру, продавцам фильтров очистки воды. Фильтр, стоящий в магазине 130 рублей, пенсионеры покупают у мошенников за несколько тысяч. Роман Иванович советует вовсе не открывать дверей незнакомцам.

А как же сотрудники, которые приходят проверять счётчики? – спросила Маргарита Логвинова. – Я всегда спрашиваю удостоверение, но ведь чтобы его посмотреть, нужно открыть двери.

– У каждого есть расчётные книжки, где указаны номера организаций. Нужно позвонить и спросить, работает ли кто-то в вашем доме от них, – рекомендовал полицейский. – Проверяющий же пусть ждёт за дверью. Если запустили его, то закрывайте за ним дверь. Один мошенник может вас отвлекать, второй – в незакрытую дверь пройти и что-либо украсть.

Своими жизненными советами поделилась читательница Ольга Николаевна Рыбальченко:

– Когда звонят в домофон, я отвечаю, что свои все дома и мы никого не ждём. Если это ко мне, то перезвонят. Это ведь может быть проверка, дома вы или нет. А если вам звонят на телефон незнакомые люди, то говорите, что разговор вы записываете на диктофон. Проверено: работает!



Держи карман... уже
В завершение встречи Роман Жигалин отметил, что преступления, связанные с мошенничеством, сложны в раскрытии (зачастую мошенники находятся в других регионах), поэтому ещё раз убедительно попросил наших читателей быть осторожными:

– Расскажите знакомым и близким о том, что вы слышали сегодня. Таким образом, вы сможете уберечь их от мошенничества.

Член клуба Галина Фёдоровна Самарина завершила полезный разговор обращением ко всем читателям:

– Если у вас есть рубль, он свой. Так не зарьтесь на другой!

Все материалы рубрики "Жизнь и кошелёк"

 


Ольга Чеузова
Фото автора
«Читинское обозрение»
№7 (1491) // 14.02.2018 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).