Сокровища графики

…на страницах книг


Быстрокрылые стрижи улетели на юг. В небе, налившемся голубичным соком, изредка слышны тоскливые голоса птиц, собирающихся покинуть родину. На сопках шуршит сухая трава. Это природа перелистывает старинную книгу своего бытия. Глава, которую мы именуем осенью, многих располагает к творческим поискам. Неслучайно именно в это дивное время проводится литературный праздник «Забайкальская осень».

В честь столь знаменательного события в Музейно-выставочном центре открыты две необычные выставки: «Из книг. Искусство экслибриса» и «Книжная иллюстрация в творчестве художников Забайкалья». Здесь представлены редкие издания и книжные знаки (экслибрисы) не только из фондов МВЦ, но и Государственного архива Забайкальского края, библиотеки им. А.С. Пушкина, а также из частных собраний.



Сотрудники МВЦ провели большую работу по выявлению и систематизации книжных раритетов. Заместитель директора центра, кандидат философских наук Андрей Букин попросил дизайнера и художника Дмитрия Жукова представить экслибрисы, разработанные для многих знаменитых в Забайкалье художников, фотографов и учёных. Научный сотрудник Татьяна Игумнова связалась с некоторыми владельцами редких книг и экслибрисов, изучила материалы литературного музея при библиотеке, познакомилась с книжными коллекциями архива.



Рисунки В.Ф. Никитина к произведениям забайкальских писателей – изюминка выставки книжной иллюстрации. Творчеству художника посвящены две витрины. И это – только маленькая часть его наследия. Ведь, сотрудничая с газетой «Комсомолец Забайкалья», Читинским книжным издательством, он оформил более 50 книг!

Огромный интерес вызывают эскизы и законченные графические работы известного художника Израиля Ароновича Табакова к неизданной книге Георгия Рудольфовича Граубина «Новые Робинзоны». Зарисовки в блокноте, наброски на листках, письмо к писателю – всё это позволяет лучше понять «творческую кухню» мастера.



Зрители могут также познакомиться с работами В.Г. Мольнара, Н.М. Полянского, С.Е. Прудникова, С. Пенигиной и других художников.

История экслибриса в Забайкалье начинается со второй половины XVIII столетия. Тогда горные специалисты, приезжавшие работать на Нерчинских рудниках и заводах, привозили с собой литературу, как правило, по геологии и горному делу. Известно, например, что крестник Екатерины II Василий Васильевич Нарышкин, назначенный на заводы командиром, в 1775 году привёз в Нерчинский Завод триста книг. В 1788 году начальник Нерчинских заводов Егор Егорович Барбот де Марни учредил первые в Забайкалье музей и библиотеку. На книгах из личного собрания он ставил автограф или печать – вензель в виде переплетения инициалов в округлой раме. Так выглядит один из самых ранних известных экслибрисов Забайкалья.

Весьма интересны экслибрисы Общественной библиотеки в Нерчинске, библиотеки купца А.М. Лушникова, библиотеки почтово-телеграфных чинов в Чите, владельческая помета военного губернатора Забайкальской области Е.О. Мациевского. Правда, большинство дореволюционных экслибрисов оформлены в художественном отношении скромно. В XX веке искусство экслибриса переживало расцвет. Книголюбы заказывали профессиональным художникам оригинальные владельческие знаки, часто представлявшие собой сочетания коротких надписей с миниатюрными изображениями людей, животных, предметов или символов. В подобных графических композициях нередко зашифрована информация о характере, профессии и увлечениях владельца книги.

Все материалы рубрики "Читаем"

 


Алексей Мясников
Фото автора
«Читинское обозрение»
№36 (1520) // 05.09.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).