Забайкальский андеграунд глазами рок-дилетанта


Нам с мужем на двоих 74 года. Это уже авторитетно и позволяет говорить на некоторые темы «с высоты прожитых лет». Например, о рок-музыке, о романтике, связанной с ней, тем более что книжные полки дома заставлены всевозможными изданиями разных лет на эту тему.

Оплот андеграунда
«Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли», (т.е. в начале 90-х годов прошлого века), ещё были сильны влияния рок-андеграунда 80-х годов. Живы были истории, окутанные романтическим ореолом, где и таинственные квартирники, концерты в местных ДК под страхом провала, «Наутилус», ДДТ и становление личности Борис Борисыча Гребенщикова как иконы отечественной рок-музыки. В Забайкалье хотелось того же самого.

Было в Санкт-Петербурге легендарное кафе «Сайгон» (1964-1989) – место обитания героев андеграунда, непризнанной и гонимой в годы застоя творческой интеллигенции, «неформалов». В Чите было что-то вроде «Сайгона» – «Литературное кафе». Там витала атмосфера творческого братства.

Первое поколение завсегдатаев утверждает: эмоционально-психологический климат носил ореол закрытости, элитарности, что сделало «Литературку» весьма популярным заведением. Дух творчества испарился в конце 90-х, и кафе превратилось в обычную забегаловку без смысловой составляющей.

Кроме «Литературки» народ с удовольствием посиживал по квартирам, куда зазывались известные личности.

Кротов в Чите
Чтобы пригласить к себе легенду, хватало творческого духа. Так, помнится, с удовольствием «зазвался» Антон Кротов, знаменитый автостопщик, объехавший почти весь белый свет, за счёт своей нехитрой автостопной формулы, которой он делился на страницах своих книг-справочников-путеводителей. Для меня всегда было загадкой, на какие деньги он их печатал.

Зазвал Антона один из наших общих знакомых, списавшись со звездой по Интернету. Изначально ступив на забайкальскую почву, великий и непревзойдённый автостопщик провёл лекцию в одном из вузов, а потом был спроважен опять же на квартиру, где внезапно появившийся, как рояль из кустов, Костя Шлямов (личность тоже в городе известная) спел пару-тройку песен под гитару. Народ к тому времени разомлел и был счастлив от атмосферы равенства, братства, лирики и теории автостопа. Занавес.

А ведь бывали случаи и позабористей.

Цой жив
Однажды, гуляя компанией в парке чуть дальше Театральной площади, где обосновался Читинский Арбат, юные любители русского рока заметили знакомую до боли личность. Долго вглядывались в сомнениях, пихая друг друга в бок, но были абсолютно уверены, что мимо проходил… Цой. Да-да, именно он. Та же густая чёрная шевелюра, восточного типа внешность и «чёрные одежды». Раз так, личность была поймана, рассмотрена и внедрена в коллектив.

«Цой» от компании не отказался. Даже согласился продлить знакомство уже на квартире, изобразив что-то вроде того самого квартирника. Время пролетело незаметно, но, к сожалению, ни у кого из присутствующих не возникла идея взять координаты внезапно появившейся легенды. Не знал никто и его настоящего имени. К счастью, у кого-то вовремя возникла идея сфотографироваться. Мой муж сохранил эту фотографию. Спасибо ему.



Сейчас мы все выросли, оставив в прошлом дух авантюризма. Однако хотелось бы, чтобы тот самый андеграунд процветал на земле забайкальской, и мы существовали в нём. Но вот что-то не клеится, хотя Забайкалье битком набито людьми творческими. У нас есть местные группы и отдельные музыканты, играющие довольно прилично, но, как сказал Ревякин, лидер «Калинова моста», «Забайкалье – это выжженная пустыня, откуда все, кто готов к каким-либо решительным действиям, постепенно убегают». Жаль.

Все материалы рубрики "Темы"

 

 

Ольга Теплова
«Читинское обозрение»
№49 (1481) // 06.12.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).