Кулинар – динар – омар...

С семинара начинающих авторов «Подбирая слово к слову» началась 50-я «Забайкальская осень»


Нервно перебирая рукописи, ожидали разбор полётов молодые поэты и прозаики. Семинар для тех, кто только ступил на шаткий мостик литературы, прошёл в библиотеке им. Пушкина 5 сентября.

Шаткий, потому что рифма ещё прихрамывает, строка рвётся, ритм сбивается. Но дайте срок! При должном упорстве и, если талант не подкачал, через несколько лет те, кого сейчас маститые писатели и поэты хлёстко отчитывают за неудачные метафоры и затяжные финалы, встанут в их ряды.

Какими робкими были первые шаги в поэзии охотника Алексея Егорова, и какой вырос замечательный поэт и прозаик! Алексей Николаевич, член Союза писателей России, не изменяет себе и в громком звании – разбирает творчество начинающих поэтов очень тактично.

– Нельзя бить по рукам, – вспоминает слова собственного учителя в литературе Михаила Вишнякова и не скупится на похвалу достойным. – В прошлом году на семинаре мне понравился читинец Михаил Ероманс. Стихи самодостаточные, крепкие.

Имя Ероманса в литературных кругах звучит, профессионалы интересуются: пришёл ли? Да и держится молодой автор со спокойным достоинством – не в пример взволнованным дебютантам.

– Может, в семье ещё кто-то писал стихи, но я первая, кто решился публиковать их, – улыбается уроженка Забайкальска Надежда Токмакова. Застенчивая, милая, вся – поэзия. Пишет о любви, в последнее время взялась за социальную тематику. В этом году по её инициативе издан сборник краевого училища культуры. Что-то скажут ей профессионалы пера?

Не всегда их слова – елей для ранимой творческой натуры. Недаром добродушный Вячеслав Вьюнов предупреждает шутя: «Эти цветы предназначены участницам семинара, но не в качестве подарка, а в качестве утешения за критические слова». Но семинар тем и полезен, что учит видеть литературные пробы со стороны, выявляет слабые и сильные стороны таланта. Что-то по итогу руководители семинаров советуют доработать, что-то (и такое бывает!) спрятать в стол или сжечь от греха. В обсуждении – совершенная демократия: высказаться могут и корифеи, и желторотики литературы.

Чтобы учёба дала результат, от новичка требуется умение принимать критику, не заноситься от похвалы и, если хотите, хорошая обидчивость, толкающая принять вызов: «Вот принесу вам на будущую «Забайкальскую осень» эдакое – поглядим...». Но почти закономерно: чем ближе дарование к графоманам, тем труднее обратить его торжествующий взор на огрехи в стихосложении – «кровь – любовь» и «луч солнца в небесной лазури» непримиримо отстаивают. Тут уж согласишься невольно с забайкальскими критиками, которые порой говорят жестокую, но нужную правду: «Может, Вам... заняться чем-то другим и не растрачивать жизнь – свою и чужую?». Такую мысль высказала на семинаре поэтесса Виктория Измайлова. И ведь права она в своей нетерпимости к эгоцентризму бездарей: жизненное время читателя тоже имеет границы, тратить его попусту – преступление.

Отсюда же рекомендация не вдаваться в безосновательный трагизм, тоску-черноту в стихах, чем отчего-то грешат весёлые и румяные молодые люди. Между тем, личные переживания, даже страдания поэта должны помочь читателю пережить его собственные трагедии.

Не стану останавливаться на адресных замечаниях начинающим авторам. Отмечу общие моменты, которые возможно будут полезны тем, кто в семинаре не участвовал, пишет для себя. Профессионалы советуют подвести под воздушные замки творчества прочную теоретическую основу – прочесть специальную литературу о стихотворном размере, видах рифм; о метафоре, аллегории, оксюмороне... «Ну не испечь вкусный торт, не зная даже азов кулинарии!» – уверены «шеф-повара» стихотворной кухни.

Но даже идеальная рифма не заменит в стихе жизнь. На семинаре неоднократно были отмечены как подающие надежды произведения, где – да, есть ошибки в подаче – но мысль свежа и прослеживается индивидуальность автора. Одна строчка, выглянувшая из вороха рукописей, заставляла мэтров по-другому – внимательно, с любопытством – взглянуть на автора. «Пружинит воробей на тонкой ветке...» Евгении Аразамасцевой, «И «не разлей вода» была разлита (...) По разным банкам с разным в них вареньем» Веры Филатовой.

О Вере и других талантливых, незаурядных авторах Забайкалье ещё услышит наверняка. Ведь появилось молодёжное ответвление забайкальской писательской организации. Значит, общение в поэтических кругах не будет ограничено лишь ежегодным семинаром.

Дерзайте, ищите себя, а главное – как сказал, приветствуя семинаристов наш, доморощенный, известный на всю Россию писатель Эдуард Анашкин, гость «Забайкальской осени» – «не отступа-а-ать!».



Среди «молодых» поэтов есть люди старшего поколения  (например, учитель русского языка и литературы, автор сборника «Мои негромкие стихи» Евгения Васильевна  Арзамасцева) и студенты – Вера Филатова, Виктория Голомидова. Есть уроженцы Читы и районов (скажем, воспеватель любви Анатолий Стюхин приехал с гитарой из  Оловянной). Одни пишут исключительно стихи. Другие  пробуют себя в стихе и прозе. Есть сказочники, эссеисты. Познакомиться с биографией и творчеством каждого из 32-х участников семинара можно на сайте Пушкинской библиотеки. На секцию поэзии подали заявку как никогда много – 20 человек.

В качестве наставников молодых поэтов выступили Вячеслав Вьюнов, Виктория Измайлова, Георгий Баль, Людмила Мутовина, Алексей Егоров, Юлия Рейс, Николай Ярославцев, Нина Нагибина и другие.

Подробнее о прошедшем семинаре и новых именах читайте материал Вячеслава Вьюнова в журнале «Слово Забайкалья».


Читать также
Молодые, да не ранние

Праздник Слова

Все материалы рубрики "Год литературы"
Все материалы рубрики "Новости"

 

Елена Сластина
«Читинское обозрение»
№36 (1364) // 09.09.2015 г.

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).