Модели с когтями и хвостом

Пятый конкурс рисунков с натуры прошёл в городском зоопарке


Карандаш, почти не касаясь бумаги, быстро рассекает воздух. На белоснежно чистом листе появляются первые полупрозрачные штрихи, вырисовывается контур фигуры – эскиз будущего произведения. Юные художники полностью сосредоточены на процессе, а животные опасливо замирают, будто догадываются, как нелегко юным талантам запечатлеть их характер на полотне.

На часах время обеда, но многие школьники даже поесть не успели. Как только прозвенел финальный звонок с уроков, они сгребли в сумку учебники и тетради, подхватили карандаши и альбомы и ринулись бороться за первое место в конкурсе рисунков с натуры «Мой ласковый, нежный зверь». Большинство пришедших в зоопарк обучаются в художественных школах города, но есть и те, кто просто решил попробовать свои силы в творческом соревновании.

Пока идёт регистрация, ребята живо общаются, делятся идеями, обсуждают, кого и как лучше изобразить. Кто-то скромно стоит в сторонке, оставляя свои творческие планы в тайне. У всех в руках пакеты с художественными принадлежностями, альбомы для рисования, папки для широкоформатных листов, доски, чтобы было удобно рисовать, у кого-то с собой даже складные стулья. 

– У вас в руках столько всего: листы, стулья, пастель – это вы всё с собой принесли? – интересуюсь я у нескольких девочек, обсуждающих выбор материалов для рисования. В руках у одной из них складной табурет чёрно-зелёного цвета, папка с листами для пастели и пакет с разноцветными мелками.

– Планшеты, листы здесь дали, а чем рисовать – сами принесли. И табуреты тоже, – отвечает одна из учениц центральной художественной школы.

– Я бы тоже с собой стул взяла, но только как с ним по школе ходить? Придётся выкручиваться как-то. Может, на земле сяду, может, на пакет, – говорит её одноклассница.

До начала соревнования некоторые дети отправились изучать будущих натурщиков, но их тут же вернули к главному ходу. Фальстарт даже в художественном конкурсе недопустим.

Пока администрация зоопарка и спонсоры произносят приветственные речи, юные художники в нетерпении мнутся на месте, желая как можно скорее приступить к делу. Некоторые уже заранее определились, кого и в какой технике они будут изображать, и даже потренировались дома, другие надеются на вдохновение.

Старт дан, дети разбрелись по парку.
– И пяти минут не прошло, а уже не знаю, где мои подопечные, – сетует преподаватель, сопровождающий учеников. 

Задача конкурса: за полтора часа успеть сделать по одному рисунку двух разных зверей. Не теряя времени, художники определились с натурщиками.

Участники выбрали разные материалы. Большинство предпочли «сухую» пастель (художественный материал, состоящий из пигмента и закрепителя; с её помощью можно показать всю гамму цветов, она легко растушёвывается и смешивается; ей удобно делать быстрые и красочные картины; требует «закрепления» на бумаге, иначе рисунок размажется), у кого-то с собой была пастель «масляная» (из пигмента с льняным маслом путём прессовки; чтобы её растушевать, нужно приложить больше усилий, чем при работе с «сухой»; «закрепления» не требует), иные же рисуют с помощью обычных цветных карандашей.

Особо отважные художники используют нестандартные для такого конкурса материалы. Например, одна девочка для передачи характера пятнистых оленей работает с углём для рисования. Свой выбор объясняет привычкой и тем, что ей нравится, как он смотрится на бумаге. Итоговый рисунок получается чёрно-белым, но это заметно выделяет его на фоне остальных. Другая художница использует чёрные гелевые ручки и такого же цвета маркер. Уверенными движениями она намечает рисунок кончиком ручки, а затем заштриховывает тени, иногда делая крупные мазки маркером.

Чего я точно никак не ожидала увидеть на подобном конкурсе, так это работ акварелью. Удобно устроившись на стуле, принесённом из кафе внутри зоопарка, Ирина Кузнецова склонилась над белым листом бумаги, делая аккуратные мазки по рисунку. Своим натурщиком для портрета она выбрала абиссинского рогатого ворона. Он величественно расхаживает рядом с решёткой, пока девушка фиксирует краской мельчайшие детали его облика. 

Несмотря на то, что работы акварелью получаются красочными и натуралистичными, конкурсанты не решились использовать её из-за ограниченности во времени (чтобы сделать картину максимально приближенной к реальности, 45 минут недостаточно). Почему же рискнула Ира? Оказалось, она любит эту технику и не хочет изменять себе, используя что-то другое даже в условиях состязания.

Работа с чем-то новым, выходящим за рамки собственной зоны комфорта, не остановило и Соню Кропычеву. Заболев за несколько дней до конкурса, она отважилась прийти не ради соревнований, а ради получения нового опыта. Для конкурса Соня выбрала «сухую» пастель, которую использовала впервые только сегодня. Новый опыт, а результат такой, будто год без перерывов только ей и рисовала! 

Оля Коновалова, ученица школы искусств №7, тоже выбрала «сухую» пастель:
– С натуры тяжело рисовать. Модели двигаются, что-то жуют. По-хорошему, давали бы часа два на каждого, и то мало было бы. Пастель выбрала потому, что она больше всего подходит для рисунков с натуры, она более «живая», хорошо показывает пластику, шерсть можно хорошо нарисовать. 

Увлечённые художники будто не замечают того, что творится вокруг них: любопытные посетители зоопарка заглядывают через плечо, интересуясь, что рисует юное дарование, члены жюри проходят мимо сидящих на земле конкурсантов, наблюдая за процессом, а животные снуют туда-сюда в вольерах... 

Глазам художников, к сожалению, были представлены не все животные. Так, например, тигра выпустили в клетку, когда до конца конкурса оставалось менее 20 минут, а львица Эльза, которую недавно цирк-шапито подарил зоопарку, сейчас на карантине. Каждый новичок должен пройти медицинское обследование и месяц пробыть под наблюдением ветеринаров. Только после этого его выводят «в люди». Эльзу планируют начать показывать с середины октября. Было бы неплохо, если бы нашёлся кто-то, кто подарил бы звериному общежитию льва или пожертвовал средства на его покупку. Тогда у Эльзы появилась бы пара, а впоследствии и потомство. И уж тогда их непременно захотелось бы не только увидеть, но и нарисовать.

Все материалы рубрики "Дети"
Все материалы рубрики "Читинский зоопарк: Жизнь замечательных животных"

 


Ирина Комогорцева
Фото автора

«Читинское обозрение»
№38 (1366) // 23.09.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).