У меня зазвонил телефон...

Скандальные истории с участием собирателей долгов продолжают мелькать в заголовках новостей


В январе 2017 года вступил в силу закон №230, который не только наделил должников правами, но и возложил ряд обязанностей на коллекторов. Несмотря на значительные ограничения, скандальные истории с участием собирателей долгов продолжают мелькать в заголовках новостей.

В редакцию газеты обратилась постоянная читательница Нина Николаевна Киви: «Моя коллега взяла кредит в каком-то мелком банке. В кредитном договоре указала номер моего сотового в качестве дополнительного телефона для связи. Я об этом не знала! Какое-то время она исправно выплачивала кредит, а потом переехала в другой регион и перестала платить. Теперь коллекторы мне ежедневно звонят и спрашивают, знаю ли, где её найти. Эти издевательства продолжаются в течение полутора лет. Купить другую симку не могу, мне дорог этот номер. Что мне делать, как вести себя в такой ситуации?».

Первые коллекторские агентства в России появилось в начале 2000-х годов. Из-за отсутствия законодательной базы, сборщики долгов подходили к своему делу «жёстко», часто применяя криминальные методы, наводя ужас на россиян.

«После принятия закона рынок работы с просроченной задолженностью стал более цивилизованным, – считает Александр Клинцов, начальник отдела правового обеспечения и работы с обращениями граждан УФССП России по Забайкальскому краю. – Усилился контроль над кредиторами, ФССП привлекает их к административной ответственности, но при этом в игру активно вступили «серые» коллекторы. Это не организации, а, скорее, группы граждан, которые занимаются выбиванием долгов».

Закону не удалось вывести с рынка недобросовестных коллекторов. Причина банальна: услуги любителей незаконных методов всё ещё востребованы. С теневиками, которых нет в реестре, чаще всего работают микрофинансовые организации.

По всей стране выдают огромное количество микрозаймов. Процедура их выдачи упрощена до минимума, требуется один документ, как правило, паспорт. «Их выдают практически всем без разбора. В том числе и неблагонадёжным заёмщикам, у которых долги и просрочки, да и взять-то с них нечего. Для них порой займы и кредиты – это своего рода заработок, и возвращать их они не собираются», – говорит Александр Клинцов.

«Серые» конторы, понимая, что общаться с должником смысла нет, действуют через его окружение – родственников, друзей, знакомых и коллег. Их цель – вынудить родных и друзей найти должника и заставить его выплатить кредит. Так честные граждане становятся невольными коллекторами!

Всё, что могут коллекторы по новому закону – звонить, писать, встречаться лично. Количество этих контактов ограничено: только в рабочие дни с 08.00 до 22.00 по местному времени, а в выходные дни – с 09.00 до 20.00. При этом запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю, а общаться по телефону – более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Другие методы взаимодействия – угрозы, проникновение в жилище, публикация фотографий и сведений, порочащих людей, вне закона.

Помните, что есть возможность отказаться от общения с коллектором. Сам заёмщик может обратиться в банк и агентство с заявлением об отмене согласия на раскрытие информации по его кредитной задолженности третьим лицам. Второй вариант, когда родственник или коллега, которого «атакуют» сборщики долгов, во время телефонного звонка или встречи скажет, что он против того, чтобы ему звонили. Повторный звонок или встреча – это уже нарушение. Также родственники могут обратиться в банк с заявлением об отказе взаимодействовать с представителями агентства. Данное заявление можно отправить в банк и в коллекторское агентство заказным письмом по почте, через нотариуса, либо принести лично и попросить поставить печать о приёме заявления.

Стоит учесть, что такое заявление может быть направлено кредитору или коллектору не ранее, чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки по кредиту.

Что делать, если звонки продолжаются? Постарайтесь собрать доказательства – аудиозапись телефонных переговоров, не забудьте предупредить собеседника о том, что ведёте запись, возьмите детализацию звонков вашего номера. Это поможет выяснить, когда и с какого номера поступают звонки. Коллектор, который работает официально, обязан записывать (фиксировать) телефонные переговоры с должником, либо с третьими лицами. Приставы запросят записи переговоров.

Судебные приставы вправе составлять административные протоколы на тех, кто выходит за рамки закона. Речь не о насилии, а о назойливости!

– В прошлом году поступило 136 обращений, в текущем 122. Из них 10% – обоснованные жалобы. Половина обращений от граждан, которые не хотят платить долги, они жалуются, что их донимают коллекторы. Проверку нужно проводить на основе фактов. 30% жалоб вообще не подтверждаются – нет записей переговоров и детализации звонков, которую может взять только сам абонент, – поделился информацией Клинцов.

Прибегать к помощи полиции стоит лишь в крайних случаях, если коллекторы действуют откровенно криминальным путём.

Напоминаем, что в Управлении ФССП по Забайкальскому краю работает телефон горячей линии
8(3022) 32-59 -52.

Все материалы рубрики "Жизнь и кошелёк"

 


Денис Приходько
«Читинское обозрение»
№489(1585) // 04.12.2019 г.



Вернуться на главную страницy

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).