Закрыть нельзя модернизировать

Тема пригородного железнодорожного сообщения вновь в центре внимания. Регион не в силах платить сотни миллионов рублей на компенсацию выпадающих доходов. В бюджете края таких денег нет.

   Сегодня Забайкальская пригородная пассажирская компания вынуждена арендовать подвижной состав у РЖД, оплачивать его обслуживание и ремонт. На эти цели уходит до 80% всей прибыли компании, и при этом она ещё остаётся должна железнодорожникам огромные суммы. Так что субсидирование пригородного железнодорожного сообщения для регионов – дело неподъёмное. Федеральный центр брать эту миссию на себя тоже не спешит. А ситуация ухудшается.
   Сегодня речь идёт о переходе на экономически обоснованные тарифы. Если посчитать, то проезд подорожает в несколько раз. Это приведёт к банкротству пригородной компании, поскольку пассажиры вряд ли согласятся с многократным повышением тарифов. Они уже находят альтернативу: в октябре нынешнего года, по сравнению с октябрём 2013-го, пассажиропоток в пригородном сообщении в Забайкалье упал почти на 22%.
   Впрочем, это ещё не говорит о том, что электрички – вымирающий вид транспорта. На забайкальской магистрали существуют десятки станций, остановочных пунктов, не имеющих иного сообщения с внешним миром. Так что идея заменить пригородные поезда на автобусы пока нереальна. Получается патовая ситуация: закрыть нельзя, содержать не на что.
  Выход из этого положения, как мне кажется, только в одном – нужно снижать себестоимость проезда, повышать эффективность работы пригородной компании. Недавно ехал в электричке в персональном вагоне – я был, хоть и недолго, но единственным пассажиром. Таких, как я, на весь состав было не больше тридцати человек – все бы поместились в одном вагоне. А их сегодня –четыре. И это минимум, который позволяет техника.
   Кстати, нашим электричкам уже по сорок лет, год изготовления самого нового поезда – 2007-й. А между тем на многих магистралях сегодня используют рельсовые автобусы. Это такой вагон с двумя кабинами для машиниста, рассчитанный на 74 посадочных места, с экономичным дизельным двигателем. Их, этих вагонов, может быть в составе и два, и даже три (в зависимости от пассажиропотока). Рельсовые автобусы используются в Бурятии и даже на Забайкальской магистрали в Амурской области. Что мешает региону приобретать такие машины, а пригородной пассажирской компании постепенно уходить от бешеной аренды подвижного состава у РЖД? Ведь есть же опыт покупки на условиях софинансирования, государственно-частного партнёрства самолётов для региональной авиакомпании. Может, стоит начать такой процесс?
   А ещё хорошо бы пристальнее взглянуть на развитие сервисных услуг в пригородных поездах, повышение качества обслуживания, что не останется незамеченным пассажирами.
   Короче, надо «штанами трясти» в поисках выхода, а не ждать чуда!

   Дорогие читатели, ждём ваших откликов на почту «ЧО»: chitobozrenie@mail.ru

«ЧО» №47 (1322)
19.11.2014 г.

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).