В поисках... самих себя

Путешествие по читинским музеям


18 мая мир отметил День музеев, их двери в этот день были открыты, и вход – бесплатным. Отчего не воспользоваться приглашением?

Первый пункт в нашем маршруте – краевой краеведческий музей имени А. Кузнецова. Ноги сами ведут в этнографический зал. Кажется, не раз здесь бывали, но мимо тунгусской шаманки не пройти. Прототипом муляжа «удаганки», или «хозяйки огня», так тунгусы называли шаманок, была реальная женщина, жившая в окрестностях Нерчинска. Её шаманское одеяние весило около 30 кг. Но это, по уверению стариков-тунгусов, помнивших её, не мешало ведунье летать.

Не одна она обладала сверхспособностями, если верить мифам и преданиям. В забайкальском селе Бургень из уст в уста передаётся предание о том, как бушевавший грозный пожар, уже лизавший склоны сопки, внезапно остановился и пошёл на убыль. Старики после поднялись на голец Саранакан. Так и есть: огонь подступил к захоронению местной шаманки, но дальше не пошёл. Она, удаганка, остановила лесной пожар – были уверены старцы.

Спешим в музей археологии имени И. Кириллова, отделение учебного музея Забайкальского государственного университета. Раритетов тут множество. Но вот на одном из стендов замечаем бюст… первопредка забайкальцев. В витрине представлена реконструкция облика человека из погребения в местечке «Токуй» на юго-западе Забайкалья. Облик вестников из прошлого восстановлен по черепам мужчины и женщины, останки которых археологи обнаружили в древнем захоронении. Занимались этим научные сотрудники Института этнологии и антропологии Российской академии наук.



Задерживаемся у витрины надолго. Какими они были, древние люди? Мне кажется, очень похожими на нас. Монголоидный разрез глаз, чуть выдающиеся скулы… Сделай им современную причёску, и вряд ли отличишь от прохожих на улице. При этом зрение у наших праотцов было острее, нюх тоньше, да и слух намного лучше – иначе не дожили бы и до 30 лет. В седой древности как водилось? Зверь уступил в силе и ловкости человеку? Его зубы или клыки украшали барелак (ожерелье) охотника. Человек оказался слабее? Волк или рысь ничего себе на память не оставляли… Одна надежда, что мозг у современников весит больше, чем у их далёких предков. Мы всё-таки поумнели с тех седых времён.


Первопредки забайкальцев


Но пора перенестись в… XIX век, когда передовое дворянство стремилось поменять порядки на Руси, свергнуть царя. Мы спешим в церковь декабристов. Что помним из школьной истории? «Декабристы разбудили Герцена…». Но, сознаемся, нас больше привлекала история любви француженки Полины Гёбль и опального офицера Ивана Анненкова. Александр Дюма написал об этом роман, а советские сценаристы положили приключения француженки-модистки и бравого кавалергарда в основу своих сценариев. Фильмом «Звезда пленительного счастья» упивались наши бабушки, грезили о такой же большой любви, способной преодолеть любые испытания. Мы с Оксанкой, моей спутницей в музейном туре, тоже видели этот кассовый фильм. Киногерои красивы, спору нет. Но разве такое уж геройство проехать на лошадях в кибитке от Санкт-Петербурга до Читы? Вон, Фёдор Конюхов в одиночку океан преодолевает… Но это взгляд из наших времён. В XIX веке всё было иначе. Кисейная барышня. Одна. В окружении хмурых смотрителей станций и ямщиков… Хотя, такое чувство, что Полина Гёбль знала секрет ямщиков: слово «водка» помогало ей ускорить дорогу.

Но вот открытие! В деревянной церкви венчались не только декабрист Иван Анненков и Полина Гёбль, но и, выйдя на поселение, декабрист Дмитрий Завалишин и дочь горного чиновника Аполлинария Смольянинова. Жительница Читы, к слову сказать.


Дмитрий Завалишин

Я спрашивала у своих сверстников: кто она, какой была, почему всесторонне одарённый юноша Дмитрий остановил свой выбор на ней? А красавица Аполлинария, отвергая именитых женихов, ждала его, не зная, сколько это продлится и смилостивится ли царь вообще. Смилостивился лишь его преемник Александр II. Позволил декабристам выйти на поселение… Выходит, Аполлинария, дав обет верности в 17 лет, ждала своего друга 11 лет!

Но в церкви декабристов на месте её портрета в журнале о записи венчания – пустое место. Фотографии или просто рисованного портрета этой удивительной женщины современники не сохранили. Может, оттого, что прожила недолго? Сгорела от угрызений совести. Завалишин рвался попасть на поселение в места, куда уже переехали из Петровского Завода его друзья-декабристы. Но мать Аполлинарии противилась этому, сказалась больной. Дочь упросила Дмитрия Иринарховича остаться в Чите. Добившись своего, мать молодой женщины в одночасье… выздоровела. Аполлинария не знала, как сказать супругу, что, не ведая сама о коварстве матери, солгала ему. И оттого мучилась...

Судьба этой пары молодожёнов, дождавшихся Любви и венчанных в церкви декабристов, не привлекла ни заезжих, ни местных литераторов – не заметили подвига любви, подвига самоотверженности. Прости нас, Аполлинария! Как часто мы ищем героев на стороне, не видя того, что происходит рядом.

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Мария Фетисова,
ученица школы №1 г. Читы

Фото автора
«Читинское обозрение»
№22 (1558) // 29.05.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).