Шестидневка: учение или мучение?

Сколько лучше – пять или шесть?

Этим вопросом задаются все те, кого хоть как-то касается школьное образование. Дети и родители, понятное дело, ропщут – вставать утром в субботу приходится всей семье, если в ней хотя бы один школьник. Чиновники же стоят на своём: шестидневка необходима и полезна. Почему читинские школы работают на шестидневке, тогда как Москва от неё отказывается?

   – Я с содроганием вспоминаю свою шестидневку, – высказывает своё мнение Екатерина Матханова, 25-летняя юристка из Читы. – Учились мы во вторую смену, то есть даже в субботу приходили в 5-6 вечера домой. Ни одного дня не было, чтобы отдохнуть от учёбы, ведь в воскресение надо было уроки делать. Конечно, дико уставали. А на каникулах просто отсыпались. 
    Катя утверждает, что в институте ей училось легче, чем в школе. Мнение этой читинки разделяют если не все, то многие ученики и родители. Директор школы №11 Владимир Старчаков рассказал нашей газете, что на днях к нему пришла родительница с заявлением, в котором просит перевести школу на пятидневку. Дочь этой заявительницы учится во втором классе.
   – Родители не понимают, что если мы сократим один учебный день, то придётся увеличить количество уроков для детей. Возрастёт их дневная нагрузка, что будет уже нарушением СанПина, – поясняет директор.
   – Наша школа работает в две смены. Если в первой смене прибавится по уроку, то придётся переносить уроки второй смены на более позднее время.
Переходить на три смены, как сегодня работает школа №47, естественно, никто не хочет.
    – Родители часто ставят в пример Москву, где практически все школы перешли на пятидневку, – продолжает Владимир Поликарпович. – Но зачем сравнивать наши, читинские, школы с московскими? Там совсем другая жизнь, Москва – как отдельное государство в нашей стране. У них возможности и площади другие.
   Директор школы №5 Ольга Сущих разделяет мнение коллеги:
    – Да, первые классы везде учатся пять дней, а кто старше – переходят на шестидневку. Даже если мы очень захотим, мы не можем сократить учебный план и количество часов по урокам.
   Несмотря на всю заботу педагогов о своих подопечных и их старания, Роспотребнадзор заявляет о том, что практически во всех школах при каждой проверке выявляются нарушения.
    – Нарушения есть всегда. Ни одна проверка не обходится без них, – сообщает Динара Ульданова, начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю. – Самые частые – это неправильное распределение нагрузки на учащихся, превышение нагрузки по часам.
   Каким образом отражается шестидневка на психическом здоровье учащихся? На этот вопрос нам ответила Галина Ганичева, начальник отдела психолого-педагогического медико-социального сопровождения городского научного методического центра:
   – Я не вижу ничего плохого в шестидневке. Она абсолютно не влияет на здоровье детей. Наоборот, шестидневка – это более глубокое изучение предметов, это лёгкое их восприятие в спокойном ритме, а не в спешке. Шестидневка плохо переносится только ослабленными детьми. Здоровые же дети и за один день отдохнуть успеют.
   Признаюсь, ответ психолога мне, маме первоклассницы, показался неожиданным. Захотелось поспорить. Как может хватить одного дня для отдыха, если даже в воскресенье голова ребёнка занята учёбой во время выполнения домашнего задания? Такая зацикленность на учёбе в наше время отнимает у детей времени больше, чем у некоторых взрослых работа.
  Заглянем в историю. С 1945 года в нашей стране было установлено обязательное семилетнее обучение. Если посмотреть на своих пожилых родственников, то можно засомневаться, что качество образования в те годы было хуже теперешнего, хотя срок обучения был меньше. Это бесспорно: наши бабушки и дедушки знают, помнят и умеют куда больше нас!
   В 1950 году в СССР было введено 11-летнее образование, которое через пять лет сократили на год. Пятидневка как очередной эксперимент была введена в России вновь в 1970 году. И показала бы неплохие результаты, если бы не...
    – Дети слонялись по улицам в субботу, никто ими не занимался. Это, пожалуй, было единственным минусом в этом эксперименте, – вспоминает педагог с 50-летним стажем Наталья Смирнова. Шестидневку решили вернуть.
     Смотрю в расписание своей дочки и недоумеваю: из детей сегодня пытаются сделать учёных, не иначе. А дети по-своему протестуют и образованнее своих предков не становятся. Громоздкий учебный план – главная причина невозможности перехода на пятидневку. Жаль, что те, в чьих руках находится образование российских школьников, забывают, что детям нужно не только качественное образование, но и полноценный отдых.

Надежда ДОРОЩЕНКО

Вернуться на главную

Обсуждение
читатель 15:27 08.09.2015
Жаль, что те, в чьих руках находится образование российских школьников, забывают, что детям нужно не только качественное образование, но и полноценный отдых.
/Надежда ДОРОЩЕНКО/ и этим всё сказано, сама Галина Ганичева, начальник отдела психолого-педагогического медико-социального сопровождения городского научного методического центра сколько дней отдыхает от рабочей недели? - верно, а ученику за полсубботы и воскресенье ещё уроков дополна выполнить
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).