В воздухе "Терминатор"

Характерный свист привлекает моё внимание к вертолёту, зависшему в воздухе метрах в пяти от земли. По зауженной «мордочке» узнаю Ми-8АМТШ. После пары покачиваний «машина» развернулась на 90 градусов и снова замерла. Лишь лопасти несущего винта, рассекающие воздух со скоростью, близкой к скорости звука, намекали, что нелегко держать такую массу на весу, да, обжигая лицо холодным потоком, заставляли отворачиваться. Покрасовавшись, вертолёт набрал высоту и через несколько минут с земли казался горошиной.

«Терминаторы», ваш выход!
   Всего за год в рамках программы перевооружения российской армии 439-я авиабаза армейской авиации, что дислоцируется в Чите, получила 20 новых вертолётов. Пять из них – Ми-8АМТШ-В – являются новейшей модификацией теперь уже знакомого Ми-8АМТШ. Два часа перелёта с завода-изготовителя (Улан-Удэ) до Читы, и шасси «вертушек» коснулись взлётно-посадочной полосы «Черёмушек». Шесть сотен километров для них не расстояние. А «Терминатором» вертолёт нарекли ещё в 1999 году на авиасалоне в Фарнборо.
Чем же интересен новичок? О новшествах машины с литерой «В» рассказал заместитель командира авиабазы, подполковник Сергей Скоринов:
  – Модернизированы силовая установка, навигационный комплекс и система вооружения. Это позволяет повысить уровень безопасности полётов, перевозки грузов и пассажиров.
   Да, силы у Ми-8АМТШ-В больше, чем у предшественника: один двигатель прячет 2700 «лошадок». Что позволяет продолжить работу, осуществить взлёт и посадку даже при отказе одного двигателя. Виброгаситель обеспечивает более комфортное нахождение экипажа в кабине пилотов. Кроме того: метеолокатор нового поколения, цифровые и спутниковые навигационные системы... Одним словом, задачи навигации и боевого применения решать проще.
   – А визуальное различие между модификациями Ми-8АМТШ только в конфигурации задних створок. У новой модели они закруглённые, а предыдущая имеет рампу. И ещё все пришедшие к нам АМТШ адаптированы для ночных полётов, – добавил Сергей Скоринов.


Какая ночка тёмная
   В чём же специфика ночного пилотажа на Ми-8АМТШ? Заместитель командира авиабазы разъясняет:
   – Дневные полёты – визуальные. Ночью же представление о том, что происходит вне вертолёта, пилот черпает из приборов. Конечно, есть ещё и световые ориентиры, например, железнодорожные пути, населённые пункты. Можно использовать посадочно-поисковую фару, которая на расстоянии метров ста или двухсот эффективна. Но пилот видит только то, что освещено фарой.
   Летать ночью сложно. Для начала нужно освоить визуальный полёт, потом пройти школу дневных полётов по приборам «под шторкой». Для этого в вертолётах в светлое время суток закрывают остекление кабины шторой. При таком пилотировании нельзя определить визуальное положение и перемещение вертолёта в пространстве. А это требует от пилота своевременного исправления возможных отклонений в полёте. И только потом экипаж допускается к ночным полётам.
   – У Ми-8АМТШ всё освещение – и внутреннее, и внешнее – адаптировано для полётов ночью. В обычных вертолётах подсветка приборов красная, а здесь зелёная. Имеется специальный шлем, очки ночного видения. Это преимущество «машин» 21-го века. Правда, не всех.
   Ещё одно новшество вертушек – «скрытый режим» бортовых аэронавигационных огней. Если посадочно-поисковая фара или огни вертолёта работают в этом режиме, то их не видит человеческий глаз ни с земли, ни в воздухе. Разглядеть можно только в специальных очках. Так что даже самая тёмная ночка «Терминатору» не помеха.


Наука зависнуть
   Над полосою повис ещё один «Терминатор». До земли всего 1,5-2 метра. Вот как умеет!
   – Вся ценность любого вертолёта в режиме висения. Этот режим сложен. Он позволяет садиться вертолётам на площадки всего 50 х 50 м, если нет угрозы зацепить что-нибудь винтом, – поделился заместитель командира авиабазы по работе с личным составом, подполковник Александр Рассказов.
   Полёты на вертолётах начинаются именно с режима висения. Задача пилотов: научиться «договариваться» с винтом. Ведь вертолёт по конструкции самый сложный из всех летательных аппаратов.
   ...Над соседней полосою замер Ми-24. Передо мною же сосед по «взлётке» Ми-8, немного повисев, покорно опустил шасси на бетон.
   – Наши вертолёты круглосуточные и всепогодные, – подвёл итог Сергей Скоринов.


Екатерина БРОННИКОВА

«ЧО» №51 (1326)
17.12.2014 г.

Вернуться на главную

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

Введите число:*

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).