Тракты Читы. Карповский

Наименование автомобильной дороги, являющейся продолжением улицы Красной Звезды (от метеостанции), получило наименование Карповский тракт. Её завершение по левобережью, а вернее - высокой террасе Читинки после села Смоленка, приходится на уютное село Карповка с недалёким продолжением до одноимённого санатория. Граница тракта находится, конечно, в пределах города, и заканчивается он перед Смоленской кольцевой развязкой с федеральной трассой Чита-Иркутск. Ярких памятных знаков на тракте нет. Но исторические особенности присутствуют.

  Слева от тракта в районе между Ковыльной и бензозаправкой в начале ХХ века стоял завод Кувылёва (так значится на карте 1919 года). Ошибка на карте могла быть. Нам известны предприятия читинского промышленника Кулаева. Заводик производил кирпичную продукцию.
  Справа, на месте начальных зданий Северного, располагались бараки военного ведомства. Военные в это время занимали обширные территории по Кастринской, Лагерной (Шилова) и далее на север за пределы дореволюционной Читы. Рядом, в Сенной пади, размещалось стрельбище. Это на карте. С падью связывают и ряд событий (кроме того, что она местными жителями использовалась по прямому предназначению – здесь заготавливали сено). В Гражданскую войну в пади вершились расправы белых и красных. Погибших в апрельских боях за Читу в 1920-м бойцов Народно-революционной армии ДВР хоронили здесь же. До 1957 года в устье пади была братская могила, которую в 1957 году перенесли по просьбе ветеранов-партизан и красногвардейцев на пустырь перед школой №25, а через год там появился надмогильный памятник с революционными эпитафиями.
   В 1940-х в средней части пади при слиянии двух ручьёв читинские органы госбезопасности выбрали место для захоронения репрессированных. На чудом сохранившейся схеме, датированной 1947 годом, за подписью подполковника обозначены так называемые «места». Одно – в Сенной пади, другое – за Каштаком, аэродромом, там, где в 1991 году самими сотрудниками управления КГБ по Читинской области выявлены массовые захоронения, первые из которых появились осенью 1937-го года. Захоронения в Сенной пади, несмотря на многолетние поиски, до сих пор не выявлены. Хотя к работам привлекались воины соседних частей Каштакского гарнизона и археологи. С 1995 года падь застраивается индивидуальными строениями, формируя микрорайон Сенная падь.
   Сегодня тракт начинается с кольцевой двухуровневой развязки, завершение строительства которой происходит на наших глазах. Обычный «круг» на пересечении Объездного шоссе (название – с 2005 года, а трасса проложена в начале 1980-х) в последнее десятилетие в связи с обилием автотранспорта, создавал утомительные пробки, ибо это направление, ведущее в пригородные селения и дачные места, стало особо интенсивным.
   Перед развязкой слева в последнее десятилетие ХХ века появился микрорайон Кольцевой (1997), его ранее называли «Гидрогеолог», так как люди этой профессии первыми начали здесь индивидуальное жилое строительство. Но микрорайон получил банальное название по кольцу. Напротив стоит микрорайон Каштакский (с 2007), началом которого был долгострой – дом МЖК, коробка которого появилась в 1990-м. А заселили его лет шесть-семь лет назад. Долгостроями (две из трёх) высятся и монолитные высотки, примыкающие к тракту.
   Напротив, вокруг строений читинских геологов (1950-е), сегодня располагается микрорайон Геофизический.
  В прошлом дорога «входила» в посёлок Каштакский, деля его почти надвое. Остатки строений былого посёлка ещё сохранились, как и остатки былого кладбища, расположенного на правом борту Сенной пади. Жители занимались сельским хозяйством да извозом.
  С созданием ЗабВО второго формирования (1935) уже советские военные сочли район посёлка перспективным для размещения частей и учебных полигонов. Так и случилось. Мотострелки, зенитчики, танкисты несли ратную службу и учились военному делу. В гарнизоне располагалась и знаменитая школа прапорщиков, поставлявшая специалистов во все военные округа, да штрафной батальон для нерадивых воинов всего округа. С упразднением ЗабВО-СибВО частей резко поубавилось. В память о былом военном величии Каштака, что сейчас является условной территорией, появились Ротный (2008), Батальонный (2003), Армейский (2008) проезды да микрорайон Гвардейский из ДОСов постройки 1970-80-х годов. Своё название микрорайон получил благодаря бдительной жительнице одного из ДОСов. На предложение комиссии по наименованиям улиц назвать микрорайон «Войсковым» она возразила: мол, это обезличено. А рядом находится гвардейская орденоносная дивизия. Так и появился Гвардейский.
   Напротив Армейского проезда стоял многие годы 2-этажный кубик – пост военной автоинспекции. Гражданские машины внимания на него не обращали. Проносились, не снижая скорости. Военных постовые тормозили довольно часто: служба. С реконструкцией развязки и прилегающих участков тракта снесли пост и шумный микрорынок.
   Сам «посёлок» давно представляет собой единый массив застройки. Здесь имеется одна из самых широких улиц города. Пока грунтовая. Она идёт параллельно тракту и именуется Просторной (2004). Справа, ниже Батальонного проезда, тянется застройка коттеджного типа. Однотипные дома здесь редкость. За цепочкой домов в лесном массиве расположился ещё один микрорайон – Чистые Поляны (2001). Слева, от Дачного проезда, что идёт в сторону Читинки, начинается микрорайон Солнечный. Первые деревянные дома в два этажа возникли вдоль тракта в конце 1980-х. Сейчас они все покрыты современными материалами, а сам микрорайон продвинулся вплоть до границ с дачными кооперативами или товариществами. Своё наименование микрорайон получил в 1994 году. Помнится, в заявлении председатель тогдашнего кооператива указал три наименования, предложенных собственниками жилых строений. Первым значилось «Кокосовый». По меткому замечанию члена комиссии, известного географа Ю.Т. Руденко решение пришло мгновенно: «Кокосы вряд ли будут у нас расти, а вот солнца здесь хватает». Так появилось первое постсоветское наименование микрорайона в нашем городе. Удачное.
   Дорога в Смоленку-Карповку поднималась после Солнечного до начала 1970-х вправо к аэродрому Каштак. Сам он возник в 1935 году. Его проектировали в 1929-39, строили с 1933-го. По приказу наркома авиапромышленности СССР для нужд ВВС. До Великой Отечественной на аэродроме базировались самолёты И-15, И-16, И-153, ТБ-3, ТБ-1, истребители МиГ-3 и транспортные самолёты Ли-2 и По-2. Длина ВПП (а их было три) составляла 800, 850 и 600 м при ширине 30-40 м. Примечательно, что наряду с аэродромом Каштак военные соорудили запасные площадки, которые эксплуатировались в 30-40-х за Смоленкой и перед Карповкой. Былые пространства полевых аэродромов, до последнего свободные от лесонасаждений, видны и сейчас.
   В 1948 году аэродром был передан в ведение Добровольного Общества содействия армии, авиации, флота (ДОСААФ). Среди его довоенных воспитанников целый ряд Героев Советского Союза. Среди них Н.Е. Глазов, Г.Д. Онискевич, именами которых названы улицы в Чите. Аэродром принимает воспитанников общества, авиамоделистов, парашютистов, мото-дельтапланеристов, автогонщиков и маршевые парадные роты к великим праздникам.
   Примечательно, что в 1982 году на одну из взлётно-посадочных полос совершил посадку пустой самолёт Ту-154. Для такого большого самолёта это была рискованная посадка. Но и пилоты, и советская машина с честью прошли испытание.
   Аэродром, несмотря на намерения освоить его территорию, продолжает жить. Одним из последних запоминающихся действ над ним было яркое воздушное шоу с участием легендарных самолётов МИГ из пилотажной группы «Стрижи».
   Сегодня авиаторы из Каштака востребованы и по линии спортивной, и по пожарной. Весной-осенью с его бетонки поднимаются самолёты и вертолёты на разведку и тушение таёжных пожаров.
   Тракт, минуя Солнечный, идёт вдоль подошвы высокой террасы аэродрома. Слева имеются два озерца, которые именуют одинаково, – Кучегыр. Вечно холодные и полные мелкими карасиками, они популярны у дачников. За аэродромом, примыкая к трассе Чита-Хабаровск, расположены микрорайоны Светлый (2000) и Ясный (2001). Первый был сформирован жилыми строениями сотрудников органов безопасности.
   Через кольцевую развязку дорога идёт через Смоленку в Карповку. Кольцевые развязки на трассе перед Угданом и Смоленкой возникли после трагедии в 1990-м на перекрёстке перед Угданом, когда в пассажирский автобус из Романовки въехал грузовик. Были жертвы.
Смоленка известна со второй половины XIX века. Сегодня это посёлок, где проживает почти 5 тысяч человек. Среди крупных производств с 1969 года бытовала звероферма, где выращивали голубых песцов.
   Село Карповка возникло в 1867 году и именовалось Поповкой. Современное название возникло в 1920-х. Небольшое, в одну улицу. Сейчас там около 350 жителей. Знаменито кристально-чистым источником и Карповскими озёрами. До конца прошлого века рядом с селом дислоцировались две части – одна из 23-й Воздушной Армии, другая принадлежала ракетчикам. Военные ушли, а жильё с насельниками-пенсионерами осталось. На сельском кладбище находится памятник истории местного значения – братская могила бойцов НРА ДВР, погибших также в апрельских боях 1920-го года за Читу.


Александр ЛЫЦУСЬ

«ЧО» №52 (1327)
24.12.2014 г.

Вернуться на главную

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).