Молитва русского народа

Считается, что появление в России первого гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра I. Стихи писались разными авторами, но, как правило, все на мелодию английского гимна «Боже, храни короля». Что делать, ведь русская музыкальная школа тогда всё ещё находилась в стадии становления.

Под мелодию английского гимна
   В 1815 году Василий Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», посвящённое Александру I. Некоторые исследователи считают, что это был своего рода перевод с английского, по крайней мере, первой строки – «Боже, Царя храни» («Боже, храни короля»). На следующий год юный Александр Пушкин приписал к стихотворению ещё две строфы, и 19 октября 1816 года они были исполнены воспитанниками лицея на музыку английского гимна. В 1818 году Жуковский ещё раз дополнил своё сочинение. Таким образом, текст «Молитвы русского народа» был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 году Александра I. С этого времени Высочайше было повелено играть всегда гимн при встрече государя. И почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.
   А вот у Николая I то, что его во время посещения Австрии и Пруссии встречали английским гимном, ничего, кроме раздражения, не вызвало. И он дал задание композитору Алексею Львову, который «случайно» его сопровождал в этой поездке, сочинить новую музыку.

Оболганный император
   «Николай Палкин», «солдафон», «кровавый самодержец» – как только не клеймили Николая I в советские времена. А как иначе, ведь это именно он подавил восстание декабристов, задушил восстания в Польше и Венгрии, позорно проиграл Крымскую войну.
   Но сегодня появился иной взгляд на этого политического деятеля. «Его усилиями в Европе поддерживался большой мир, который уже трещал под напором национал-либеральных революций, – он на полвека отсрочил приход всеевропейской бойни и кровавый передел Европы, – пишет в изданной в 2014 году монографии «Оболганный император. Правда о Николае I» историк Александр Тюрин. – Он остановил грубое насилие османских и персидских властей над подвластными им христианами. Он принёс мир и закон туда, где до него царила жестокая сила, живущая...бегом, разбоем и захватом рабов. При нём распаханы миллионы десятин ранее дикой степи, в четыре раза увеличилось промышленное производство. Его стараниями Россия стала страной с сильным образованием и развитой наукой, русский язык был возвращён в обиход образованного класса, спасены уцелевшие памятники древнерусской культуры».
   Это о нём Пушкин написал:
«Его я просто полюбил:
Он бодро, честно
правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами,
трудами».

   Николай I придавал большое значение символике, понимая, что в этом заложен своего рода код нашего Отечества.

Вычеркнут вместе с гимном
   Удивительное дело, но если большинство поэтов и композиторов николаевской эпохи (тот же автор текста гимна Василий Жуковский), составившие законную гордость нашей культуры, и в советские времена были в почёте, то автора гимна России постигла другая участь. Его постарались забыть.
   Алексей Львов родился в Ревеле в 1798 году в аристократической и музыкальной семье. Его отец был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Фёдорович получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке. Однако волею судьбы по окончании Корпуса инженеров путей сообщения в 1818 году он попал на военную службу – в военные поселения Новгородской губернии под начальство знаменитого Аракчеева. Львов продолжал заниматься музыкой, в частности, сделал новую оркестровку «Стабат Матер» Перголези, которая была исполнена в Петербурге в Филармоническом обществе. За это он получил почётное звание композитора Болонской академии. Он не раз пытался уйти со службы и заняться только музыкой. Однако не мог отказать шефу жандармов Бенкендорфу и перешёл на службу в министерство внутренних дел, прося, правда, для пользы службы «не употреблять его по секретной части». В 1826 году он был прикомандирован к свите Николая I, сначала для «производства дел до вояжей относящихся», а затем стал управляющим делами Императорской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией 1828-1829 годах, участвовал в боях под Варной, получив первые боевые награды. В 1832 году Львова зачисляют в почётный Кавалергардский полк, он командует царским конвоем, сопровождая царя в поездках.
   Николай I с огромным вниманием относился к людям, его окружавшим, достаточно вспомнить о его бережном отношении к Александру Пушкину. Он знал и о музыкальных талантах своего начальника охраны. А потому поручил ему после возвращения из Европы написание мелодии гимна.
   Сам Львов вспоминал, что задача показалась ему трудною, особенно когда он думал о торжественном английском гимне: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа – от учёного до невежды». И у него всё получилось.
   В 1840 году Львов отправляется в отпуск, причём как... артист. Он выступил с концертами в Германии, Англии, Франции и везде с огромным успехом; его талантом скрипача восхищались Мендельсон, Лист, Шуман. Музыка гимна «Боже, Царя храни» стала быстро известна в Европе. Музыкальная тема гимна варьируется в нескольких произведениях немецких и австрийских композиторов. В России Пётр Чайковский цитирует его в двух музыкальных произведениях – «Славянском марше» и увертюре «1812 год», написанной в 1880 г. и исполнявшейся по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве.
   После смерти отца Алексей Львов «унаследовал» придворную певческую капеллу, создал прекрасный ансамбль и школу певческого мастерства, а затем – Петербургское Симфоническое общество. По военной службе он также получает чины – флигель-адъютант царя, через два года – полковник, а в 1843 году – генерал-майор.
   Он навсегда вошёл в плеяду русских композиторов, о чём свидетельствует и картина Ильи Репина, висящая на площадке лестницы в Московской консерватории. Картина называется «Славянские композиторы», и на ней вместе с Глинкой, Шопеном, Римским-Корсаковым и другими изображён в расшитом придворном мундире автор официального российского гимна Алексей Львов.

Гимн как молитва
   Этот код всех будущих гимнов заложили ещё Львов с Жуковским. Безусловной, очень мощной молитвой является «Интернационал», который с 1918 по 1943 год был официальным гимном сначала РСФСР, а с 1922 года – СССР. Мощной молитвой был гимн, созданный Александровым на слова Сергея Михалкова и Г. Эль-Регистана. В нём были заложены основы новой коммунистической «религии», заложенные в слова:
«Сквозь грозы сияло
нам солнце свободы,
И Ленин великий
нам путь озарил:
Нас вырастил Сталин –
на верность народу,
На труд и на подвиги
нас вдохновил!»

   Во времена Хрущёва гимн исполняли без слов, а при Брежневе появился новый текст, уже без упоминания Сталина. В то время гимн стал общей молитвой, которую люди пели во время побед наших хоккеистов или других спортсменов на той же московской Олимпиаде.
   Музыка была настолько мощной, что после «ельцинского времени» с его так и не ставшей общепринятым гимном «Патриотической песней» Михаила Глинки, вернули назад. Сергей Михалков написал новый текст. И в новый век Россия вступила с новым гимном.
   Однако понадобилось ещё несколько лет, прежде чем эта новая «молитва» была принята народом. Теперь же, после сочинской Олимпиады и возвращения Крыма этот гимн, подобно предшественнику 19-го века, звучит мощно. Заложенный код принёс свой результат.


Александр БАРИНОВ

«ЧО» №52 (1327)
24.12.2014 г.

Вернуться на главную

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).