Но это же неправда!

От родителей с детства я не раз слышала: «Ничего… всё наладится». Вот и сейчас – на дворе кризис, у западного мира – паника, а Сибирь живёт в ожидании чуда: цены на нефть вот-вот рванут вверх, рубль укрепится, а уровень жизни повысится. Да только не видать этого пока нигде, кроме как на экране телевизора...

   «Вдали от Москвы жители России живут так, будто кризис не покидал их ни на минуту. Тут любой всегда готов к худшему. В любом доме должны быть запасы», – вещает корреспондент польского канала TVN24. Праздники закончились, запасы истощились, и тут-то русской душе стало страшно: «Ну, куда же снова поползли доллар, евро? Обещали же, что падение остановится».
   Вопрос, куда приводят мечты (или обещания национальных лидеров), оставим экспертам. А вот веру людскую в то, что «бабло победит зло» и всё наладится, изучим повнимательнее. Общепризнанный экспертами факт: экономика летит в тартарары, так с чего же мы убеждены, что всё будет хорошо?
Ответ, наверное, стоит искать в новостных выпусках любимых федеральных каналов. Данные масштабного исследования Левада-Центра «Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет» показали, что информацию о событиях в стране и мире абсолютное большинство россиян (90%) получает из телевизора. Причём больше половины (55%) черпает её из единственного источника. Несмотря на плантации каналов, русский Ванька всё ещё предпочитает оставаться информированным «Первым каналом» и «Россией 1». Их смотрят 82% и 71% россиян. Число зрителей информационных передач на «относительно независимых», как их называет Левада-Центр, телеканалах РЕН ТВ, «Дождь» и Euronews в совокупности не превысила в марте 2014 года 17%.
   К получаемой информации россияне относятся не слишком критически. Так, люди стали меньше сомневаться в объективности новостей об Украине. Только за три месяца прошлого года количество тех, кто считает, что федеральные российские СМИ объективно освещают события в сопредельной стране, увеличилось с 16% до 22%. Число тех, кто считает, что все новости подаются «по большей части объективно», колебалось в районе 47-50%.
   Мои наблюдения по поводу людской веры в то, что всё скоро наладится, подтвердил материал в журнале «Forbes» экономиста-математика, в прошлом руководителя центра экономических реформ при правительстве, руководителя секретариата вице-премьера, занимавшего с 2004 по 2014 года должность руководителя
Правда, ведь я видел это по телевизору!Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергея Павленко. По его мнению, не все потребители медиапродукции готовы признать, что жить всем нам в ближайшие годы придётся в новой реальности, в том числе экономической, а потому люди, как говорится, и сами обманываться рады. Точкой невозврата стал Крым.
   Павленко убеждён, что сегодня стоит констатировать как переход социально-экономической системы на более низкий уровень, так и создание механизма торможения развития страны, «но некоторые всё же уверены, что рыночная экономика и человеческая жажда хорошей жизни всё преодолеют и страна будет развиваться дальше. Это верно в теории, но теория не действует в ситуации, когда нация странным образом потеряла жажду хорошей жизни и готова довольствоваться жизнью как таковой, а рыночная экономика «обрела признаки неполноты».
   Мысль Павленко подтвердили и друзья, которые недавно приезжали в Читу из Москвы и Питера: «Ощущение такое, что вы живёте в другой стране, где всё как в сказке. Пока в центральных городах россияне скупают крупы, сахар и квартиры, вы в предновогоднем ажиотаже мечетесь около витрин с парфюмом». Это действительно удивляет, ведь деловая пресса («РБК», «Коммерсантъ» и др.) не делала тайны из того, что россиян в 2015 году ожидает мощный взлёт цен. Но, как известно, мы народ широкой души, не привыкли гулять на «узкую ногу»... Тем более что и телевизор убаюкивает: хо-ро-що, всё будет хо-ро-шо!
   Телевидение давно укрепило за собой звание сильнейшего инструмента пропаганды. Вот волна негатива накрыла новую ленту Андрея Звягинцева «Левиафан», которая получила премию «Золотой глобус» и выдвинута на «Оскар». Интересно, что случилось это ещё до выхода фильма на широкий экран. Главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Сергей Доренко в ходе своего эфира провёл опрос общественного мнения. Задавая вопрос «Вы не видели фильм «Левиафан», но решительно его осуждаете как русофобский?», он получил 48% ответов «да» и 52% «нет». Какие суждения! А ведь люди ещё не видели фильма.
   Включите телевизор – конвейер по производству лапши для наших ушей работает безотказно.

Дана БОЛГОВА

«ЧО» №3 (1331)
21.01.2015 г.

Вернуться на главную


Борис СЕМАШКИН, кандидат исторических наук:

   – Зная, что положение ухудшается, власти обеспокоены тем, чтобы не возникло социального конфликта на фоне ухудшающейся экономической ситуации. А значит, нужно усилить пропаганду, используя позитив. Федеральные каналы выступают здесь эффективным инструментом, поскольку их смотрит большинство населения. А чт обы смотреть другие, нужно иметь другой уровень жизни. Если у вас есть кабельное телевидение с сотней каналов, выбирайте. А если нет, то вы будете сидеть на девяти каналах, которые вещает Чита, и внимать. И верить всему.
   Если посмотреть на прилавки магазинов, то и там не всегда можно найти качественные, деловые издания, такие как «РБК», «Коммерсантъ». Торговцы печатной продукцией возят ту, что пользуется спросом. Журнал «РБК» будет читать обыватель? Нет. И это нормально. Это журнал узкой направленности, на заинтересованные группы лиц. А уровень таких людей в центральной России и на окраине примерно одинаковый.
   Нужно учитывать, что мы живём далеко на востоке, временной и километровый отрыв на нас сказывается безусловно. В этом отношении мы выглядим регионом отсталым. Политическая активность низкая. Это тоже нормально, это география. Было бы странно, если бы Чита оказалась центром политической деятельности, как Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу.
    Всё же интересы обычного гражданина лежат вне плоскости политики. Они более земные – зарабатывать деньги, воспитывать детей. Однако те, кто хочет проникнуть вглубь проблемы, могут это сделать, зайдя в Интернет. Важно понимать, что большинство информации воспринимается нами на уровне «нравится – не нравится». Ведь эмоциональное восприятие всегда превалирует над рациональным. Поэтому самое главное, чему нужно учиться, – не верить телевизору на слово, подвергать всю информацию сомнению.

 

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).