Забайкальский самородок

Во многом благодаря художественному фильму «Даурия», снятому по одноимённому роману Константина Седых, он стал самым известным забайкальским писателем.

   В 70-е годы романом зачитывались не только многие забайкальцы, посмотревшие фильм, вышедший на экраны в 1970 году, или принявшие участие в съёмках, им зачитывалась вся страна. И по сей день различные издательства переиздают «Даурию» и «Отчий край». Это говорит о том, что Константин Фёдорович и сегодня в Забайкалье – писатель №1. Неофициальное соревнование с Василием Балябиным, написавшим на тему гражданской войны эпический роман «Забайкальцы» (по которому в 80-х тоже подумывали снять фильм, но не успели), всё ещё идёт в пользу Седых.
   Родился он в посёлке Поперечный Зерентуй. В стихотворении «О себе», опубликованном 15 января 1926 года в «Забайкальском рабочем», он о месте своего рождения написал так:
   Где потом ссыльных
   окраплены
   В плешивых сопках рудники,
   Где много песенной тоски,
   Родился я в семье «челдона»...
   Именно с сотрудничества в качестве селькора с газетами «Забайкальский крестьянин» и «Забайкальский рабочий» начался его путь в литературе. Причём, надо сказать, что даже в первых его материалах чувствовался талант замечательного рассказчика. Зарисовка эта («Медленно, но – вперёд», «Забайкальский рабочий», 14 октября 1926 года) небольшая, но настолько ярко иллюстрирующая литературное лицо будущего писателя, что приведу её полностью, тем более что она с тех пор никогда и нигде не переиздавалась. Кроме того, Константин Седых описал в ней свою родную деревню середины 20-х годов ХХ века:
   «Неторопливо день за днём пробегает время. С апреля до октября на пашнях и на покосах кипит лихорадочная работа. Дремлет деревня. На первый взгляд она ничем не изменилась. Какой была раньше, такова и теперь. А всмотришься – не так. Много у ней новых радостей и забот.
В центре деревни под железной крышей треплется огонёк кумача. Там народный дом и сельсовет. Странно как-то звучали сначала эти названия, а теперь ничего, сжились, сроднились. Деревня без них немыслима. Летом народный дом оживает только по праздникам. Жизнерадостная молодёжь весело гудит в нём.
– Эй, Федька, Егорка – на занятия сельхозкружка, – выпятившись в окно, надрывается, зазывая ребят, парнюга. Собрались. Лекция. Вопросы. Оживлённо проходит занятие. Среди молодых не редкость и старики. Слушают внимательно. В праздник в нардоме шумно и целый день то политкружок занимается, то драматический спешно готовится к спектаклю.
   Вечером нардом наполнен до отказу. На сцене живой журнал или просто постановка. Актёры свои же, больше, конечно, молодёжь.
   Недавно, всего год тому назад, молодёжь, бывало, в клуб не заманить, а теперь старухи и те костыляют на «шпиртакль».
   В сельсовете также тесно. Мужики на собрания идут с охотой. Дымят махрой. Слушают какого-нибудь грамотея, который старательно выговаривая каждое слово, читает газету. У местной стенгазеты всегда толпа. Любят почитать про кого-нибудь своего. Хвалят неизвестного автора, который скромно спрятался за псевдонимом «Ухо».
   – Ну, и леший, кто-то добрый, – восхищается старый дедка.
   Это до начала собрания. Собрания теперь не похожи на прежние беспорядочные сходки.
   Вопросы обсуждают, разбирают их основательно, по косточкам. Беднота и середнячество интересуются работой кресткома. Кресткому всячески помогают. Нынче, например, беднота и середняки организованно выступили против раздела покоса на души, а постановили разделить на едоков. Кулаки, конечно, бесились. Покос всё же разделили на едоков.
   Борьба идёт, и трудная. Ещё слабы в деревне комсомол и партия. Комсомольцы часто ещё не усвоили целей и задач своей организации, слабо ещё идёт их общеобразовательное и политическое развитие.
   И всё же, несмотря на это, старая деревня медленно, но упорно шагает по пути к новому, лучшему. Встаёт новая, бодрая, жаждущая знаний деревня».
   Знаний жаждал и юный автор, который после окончания Читинского педагогического техникума стал журналистом «Забайкальского рабочего». После нескольких лет работы в Чите его переманили в Иркутск, куда он переехал в 1931 году и где остался уже навсегда. Но сердце осталось в Забайкалье. Первая его книжка, изданная в Иркутске в 1933 году, так и называлась – «Забайкалье».
   В 1942 году из-под пера фронтового (созданного в 1941 году Забайкальского фронта) корреспондента газеты «На боевом посту» вышел первый том «Даурии». После войны он закончил работу над вторым томом. Полностью роман был опубликован в Чите в 1948 году. А в 1950 году за этот труд он был удостоен Сталинской премии. В 1958 году вышла вторая часть этой эпопеи под названием «Отчий край». В честь юбилея Октябрьской революции в 1967 году писатель был награждён орденом Ленина. В те годы он работал над завершающей частью своей эпопеи, которая имела рабочее название «Утреннее солнце» и должна была довести действие до победного 1945 года. Не получилось. 21 ноября 1979 года Константина Седых не стало. Он похоронен в Иркутске на старом кладбище, что находится на горе напротив главного корпуса Иркутского технического университета.
Александр БАРИНОВ

                             

                             

21 января (3 февраля по новому стилю) 1908 года родился Константин Седых


«Я хочу, чтобы живой человек жил в моих стихах»

   Осенью 1967 года «Даурия» Константина Седых была поставлена на сцене Читинского драмтеатра, а на Свердловской киностудии был создан фильм с участием братьев Соломиных – коренных забайкальцев. По выражению Василия Никонова, Константин Фёдорович стал «народным писателем с первого захода». Но начинался он как поэт, и об этом наш разговор.
   Уже в школьные годы он обратит на себя внимание. В книге известного краеведа Николая Дворниченко «Сегодня и завтра забайкальской литературы» приведены газетные сведения из жизни К. Седых (1925-1927). Сегодня эти строчки могут показаться кому-то наивными, но тогда в них можно было прочесть оценку деятельности одарённого юноши:
   «Костя – комсомолец. Костя поёт о своей деревне, о своей работе. Песня его от земли. К. Седых – наш селькор. Костя – фантазёр. Костя – реалист, деревенские были заковывает в грани – стихи, льёт певучие строфы. Вот посмотрите:
    Тихим вечером весной
    В клуб иду по улице.
    Мне, одеты темнотой,
    Избы слепо хмурятся…
    Нынче делаю доклад
   О борьбе с кобылкою.
   Мысли птицами летят
   В головёнке пылкой».

   Конечно, написанное им было ещё далеко от настоящей поэзии, однако в этих пока слабых стихах чувствовался задор юной души, желание откликнуться на злободневные вопросы жизни, понять суть происходящих событий.
   Позже К. Седых расскажет, что первыми его учителями были А. Пушкин и В. Жуковский, книги которых он только и мог достать в небогатой сельской библиотеке. Им он и начал подражать, с большим упорством постигая азы поэтической науки. «Я хочу, чтобы живой человек жил в моих стихах, чтобы он радовался, страдал, боролся», – говорил Седых.
   С 1924 года он регулярно выступает со стихами в газетах. За десять лет их накопилось несколько сотен. Отобрав лучшие, он разместил в небольших сборниках с такими поэтическими названиями, как «Забайкалье», «Родная степь», «Солнечный край», «Первая любовь».
   Одной из важнейших тем для молодого поэта становится тема каторжного Забайкалья, о котором он много был наслышан. Отдавая дань памяти героическим людям прошлого, поэт с глубоким чувством сопереживания рассказывает об их трагической судьбе, но не перестаёт восхищаться их стойкостью духа и мужеством. Он пишет о том, как «гибли в рудниках народовольцы», как «жгла чахотка грудь большевика». Стихотворение «Зерентуйский централ», вошедшее в сборник «Забайкалье», так рисует «ужас сибирской каторги»:
   Гудели в глубинах обвалы,
   Во рту пламенела цинга,
   Кресты на могилах шатала
   Рождественская пурга.

   Поэт создаёт зловещий образ каторжного Забайкалья – «глухой страны, которая томится под зыбью гнилого тумана».
   Другой важной темой его первых сборников стала тема гражданской войны, о героях которой он знал из рассказов сельчан, а некоторых видел лично – С. Киргизова, П. Журавлёва, М. Якимова. Два года шла гражданская война, и посёлок, где жил 12-13-летний Костя, не раз переходил из рук в руки. В нём бывали разных мастей бандиты, семёновцы и партизаны. Этому посвящены стихи «Песня забайкальских партизан», «Петля», «Свадьба», «Шахтёр», «В девятнадцатом», «Аргунь» и др.
   Строительство новой советской деревни, вызвавшее большой общественный резонанс, не могло пройти мимо К. Седых, и он откликнулся на это значимое событие своими стихами. В них – поэтизация труда скромных деревенских тружеников, верящих в светлое будущее своей страны.
   В годы войны К. Седых несёт службу в рядах Советской Армии, работая корреспондентом армейских газет «На боевом посту» в Чите и «Героическая красноармейская» в Улан-Удэ. Очерки становятся его главным жанром, но не забывает он о поэзии, создаёт карикатурные, сатирические и лирические стихи, где «появляются живые картины, исполненные истинной поэзии», по замечанию исследователя военной тематики, литературоведа А. Татуйко.
   Работая над книгой «Воин-забайкалец в литературе огненных лет», Татуйко уделил особое внимание поэзии К. Седых. В ней говорится, в частности, о том, как появилось одно из лучших стихотворений на военную тему «Забайкальцы». К. Седых посвятил его 106-й стрелковой дивизии, участвовавшей в форсировании Днепра. Другое стихотворение «Дума на Ононе» проникнуто чувством сопричастности ко всему, что было в прошлом и что творится в настоящем. В лирическом герое – солдате – просыпается то самое генетическое, что было свойственно русским воинам во все времена.

 

           

 
«ЧО» №5 (1333)
04.02.2015 г.
 
Обсуждение
Иннокентий 13:41 15.10.2016
"Роман "Даурия", как и фильм "Даурия"-сработаны в пропагандистских целях и ничего общего и Историей Забайкалья не имеют. Страшная болезнь марксизма не покидает Россию. Ужас, а не жизнь.
Фёдорович 17:33 05.07.2018
Маркса-то читал?
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).