На спортивной площадке пожарной части №2 уже отбегавший своё «Москвич-412». На капоте автомобиля надпись: «Тренажёр». На нём в рамках командных соревнований по проведению аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ДТП сезона 2015 года пожарные-спасатели подразделений Федеральной противопожарной службы продемонстрировали мастерство и скорость при оказании помощи пострадавшим в ДТП.
Всё по сценарию
– Соревнования проходят один раз в год в два этапа. Участвуют все пожарные части нашего города, – рассказывает старший судья на практическом этапе, ст. лейтенант внутренней службы Александр Тюриков. – Основная цель – совершенствование навыков работы пожарно-спасательных подразделений по спасению людей и ликвидации последствий ДТП.
Первый этап – теоретический. Спасателям предстоит ответить на 30 вопросов. А втором – расскажем подробнее.
– Сегодня у нас четыре «пострадавших»: два недееспособных с переломом шейного отдела позвоночника и два – в состоянии психомоторного возбуждения, – продолжает Александр Тюриков.
По прибытии на место ДТП командиру подразделения надо оценить ситуацию: степень деформации дорожно-транспортного средства, количество и состояние людей, пострадавших при аварии, достаточность сил и средств на проведение работ. Эта информация должна быть тут же передана судьям.
– Спасатели в первую очередь открывают капот и отсоединяют минусовую клемму от аккумулятора, дабы не произошло возможное возгорание разлитого топлива. После того как автомобиль обесточен, его фиксируют противооткатными «башмаками» и «пирамидами», тем самым предупреждая его поперечное раскачивание, – продолжает Александр Тюриков.
А в это время другие пожарные-спасатели подготавливают к работе гидравлический аварийно-спасательный инструмент. В автомобиль спасатель попадает через заднее стекло, предварительно разбив его.
Уже в салоне в первую очередь необходимо надеть защитный чехол на руль, чтобы не сработала подушка безопасности. Следующий шаг – накрыть пострадавших одеялом, чтобы защитить их от осколков стекла и металлических частей при проведении работ.
После команда приступает к деблокации дверей и срезке крыши. Острые кромки, образовавшиеся во время срезки стоек, накрываются специальными защитными чехлами.
– Только после этого пожарный-спасатель может приступать к оказанию первой помощи пострадавшим и их эвакуации, – объясняет судья Тюриков.
Сегодня пожарным нужно провести оценку признаков жизни, надеть шейные воротники, наложить шины, аккуратно переместить пострадавших на специальные спинальные щиты, а затем эвакуировать в пункт передачи скорой помощи. И ещё…
Сразу после срезки крыши на «арене» неожиданно появляется один из пострадавших в состоянии психомоторного возбуждения и демонстрирует слёзы, агрессию, истерику. Ребятам необходимо оказать ему допсихологическую помощь.
Время пошло
Пожарные-спасатели семи команд-участниц заняли свои места в автомобиле быстрого реагирования. Белый флаг, стартовый выстрел и…
С точностью, по инструкции, каждый участник выполняет свою работу. Мурашки по коже. В такой динамике легко абстрагироваться и представить ребят в условиях реального ДТП.
Крыша срезана, и к машине, причитая, бежит женщина. Первая моя реакция: опускаю фотоаппарат и с интересом наблюдаю за сценой. Позже «доходит», что это как раз тот момент, о котором ранее рассказал Александр Тюриков, – оказание допсихологической помощи. Спасатель спокойно, аккуратно, но быстро работает с потерпевшей.
Демонтированы спинки сидений, пострадавшим оказывают первую медицинскую помощь, извлекают из автомобиля.
– Мишаня, потерпи немного. Мы тебе поможем. Скорая уже здесь, – беседы пожарных с импровизированными мишанями, андрюхами, сергеями вызывают улыбку, но на самом деле очень важный момент при оказании первой помощи людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации.
Последний штрих – доставить пострадавшего в пункт передачи скорой помощи.
Щёлк! Секундомер остановил секунды. После – «разбор полётов». Каждый шаг спасателей будет оценен. По-другому нельзя, их работа – спасать хрупкую человеческую жизнь.
Судьи подвели итоги. Лучшими стали ребята из команды пожарной части №2. Второе место – у ПЧ №1, а третье заняла СПСЧ.
На проведение аварийно-спасательных работ сегодня спасателям понадобилось в среднем десять минут. В реалиях время зависит от характера ДТП. Здесь, увы, другой сценарист – жизнь.
Екатерина БРОННИКОВА
Фото автора
0 комментариев