Круглый стол «Нас взлётная сроднила полоса», посвящённый 100-летию отечественной гражданской авиации состоялся в муниципальной библиотеке № 23 города Читы, расположенной в посёлке Аэропорт. Участниками мероприятия стали работники Читинского объединённого авиапредприятия — представители многих профессий, связанных с лётным делом.
Место для встречи было выбрано не случайно. Библиотека № 23 города Читы открылась в 1956 году по инициативе профсоюзного комитета Читинского объединённого авиаотряда, в небольшом деревянном здании при клубе в посёлке Аэропорт. В 1967 году библиотека сгорела из-за неисправности электропроводки. Восстановили её только в 1971 году. На этот раз учреждение разместилось в двух просторных помещениях нового кирпичного здания и стало центром притяжения местного населения: книжный фонд регулярно пополнялся, проводились семинары, литературные и поэтические вечера.
Во времена перестройки, а затем в 90-е годы начались трудности, в связи с чем в 2004 году, по просьбе сотрудников «Читаавиа», библиотеку передали в состав централизованной библиотечной системы города Читы. Учреждение возобновило свою работу с населением в полной мере. Её сотрудники — заведующая Елена Цыпылова и библиотекарь Анна Галданова проводят различные мероприятия для учащихся школ и воспитанников детского сада посёлка Аэропорт, ведут поисковую и исследовательскую работу по сбору материалов об истории гражданской авиации Забайкалья, в этом неоценимую помощь им оказывают ветераны отрасли.
Настроить участников встречи на душевную беседу помогло стихотворение, написанное Галиной Ильиничной Бутиной. Она работала инженером-экономистом в плановом отделе авиапредприятия и много лет занималась местными воздушными линиями. Автор не смогла лично присутствовать за круглым столом, поэтому стихотворение прочла Елена Цыпылова:
Так много лет прошло с тех пор,
Их не вернуть назад;
Но как хотелось бы в душе:
Всем встретиться опять!
Бывало, видишь из окна
Как там и тут
Мелькают формы «летунов»
И слышишь «родной звук».
Давно не видно никого,
Ушли уж на «покой»,
А кто остался на земле —
Пенсионер давно.
Мы были все трудолюбивы,
Доброжелательны, честны,
Но жаль, что время отделило
От нас те радужные дни.
Услышав звук «Ан-тона» милый
Благоговеем, как всегда.
Ты, Авиация Гражданская,
Нам как и прежде ДОРОГА!
Далее слово взял ветеран Военно-воздушных сил России, полковник в отставке, писатель Борис Георгиевич Родиков. За 32 года службы в армии он прошёл путь от штурмана корабля до начальника оперативного отдела воздушной армии:
— Авиация — это интереснейшая сфера науки и техники. Вы только представьте, сколько всего произошло, начиная с первых попыток человека подняться в воздух на самодельных крыльях, до наших дней, до тех технических возможностей, которые у нас есть сегодня. Да, я военный лётчик, к гражданской авиации отношения не имел, у нас разные задачи, но небо-то у нас одно на всех. Поэтому после выхода в отставку я заинтересовался историей гражданского флота Забайкалья, написал несколько книг на эту тему. Оказывается, во многом мы были первыми, много славных событий произошло в нашем крае….
Отечественная авиация, причём не только военная, но и гражданская, начала активно развиваться с момента образования Советского Союза. Уже в 1922 году создали Инспекцию гражданского флота, через год, 9 февраля в 1923-м, появилась новая структура — Совет по гражданской авиации. Именно эта дата указом президента РФ от 2013 года была закреплена в качестве официального праздника и считается днём рождения гражданской авиации нашей страны. Ещё один важный шаг в этом направлении был сделан 17 марта 1923 года — основано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт», впоследствии ставшее родоначальником «Аэрофлота».
В Забайкалье авиация появилась ещё до революции, но в её становлении решающим стал 1930-й год, когда в январе правление «Добролёта» принимает постановление «Об изыскании воздушной линии Иркутск-Владивосток», среди основных промежуточных точек маршрута значилась Чита. В сентябре того же года лётчики открыли воздушную линию на участке Иркутск-Чита-Нерчинск-Могоча.
Примерно в то же время на окраине военного аэродрома начал действовать промежуточный аэропорт Чита I, где производился технический осмотр и заправка самолётов топливом, маслом и водой, а экипаж имел возможность отдохнуть. В небольшом здании барачного типа размешались все службы, радиорубка и начальник объекта.
Протяжённость воздушных авиалиний и количество рейсов с каждым годом увеличивались, поэтому требовалась реконструкция старых и строительство новых аэродромов в направлении с Запада на Восток. На базе аэропорта и лётного подразделения 26 октября 1937 года было создано Читинское объединённое авиапредприятие, в его состав вошли структуры, причастные к гражданской авиации области. Спустя год, в 1938 году аэропорт из Читы-I перебазировали на то место, где он находится сейчас — построили взлётную полосу, рулёжные дорожки, стоянки, основали посёлок Аэропорт.
Основное же строительство началось в послевоенные годы. Так, в 1952 году в эксплуатацию запустили новое здание аэровокзала в Чите. Развернулось активное строительство производственных помещений, жилых домов для работников предприятия, благоустройство территории аэропорта. Со временем открылась собственная медсанчасть и детский сад на 300 мест. Специально для нужд авиации на реактивной тяге, чтобы принимать пассажирский самолёт ТУ-104, расширили взлётно-посадочную полосу. Одновременно строились аэропорты и посадочные полосы в районах Забайкалья.
Расцвет Читинского авиапредприятия пришёлся на 70-е, 80-е годы прошлого века. Одна из крупнейших на тот момент организаций Читинской области выполняла комплекс разных задач. Кроме перевозки пассажиров авиапарк предприятия постоянно использовался в народном хозяйстве: опыление сельхозугодий от вредителей и сорняков, лесопатрулирование — спасение Забайкальской тайги от пожаров, санитарная авиация и так далее. Благо, технические возможности позволяли решать все эти задачи. Например, в парке предприятия одних только самолётов АН-2 насчитывалось 64 штуки и все летали, в 1980 году в Чите появилась своя эскадрилья современных лайнеров ТУ-154.
Основным звеном коллектива стал лётный отряд, состоявший из пяти эскадрилий, в том числе вертолётной, а это более 300 лётчиков. Бок о бок с ними трудились бортпроводники, инженеры, техники, метеорологи, сотрудники различных служб. В пору расцвета в штате предприятии числилось 2300 человек.
Интенсивность перевозок читинского авиапредприятия продолжала увеличиваться вплоть до последних дней существования СССР. Так, в 1991 году аэропортом Читы по разным направлениям было отправлено около миллиона пассажиров. Одного аэровокзала стало не хватать, и было решено построить дополнительный павильонный аэровокзал. Полёты совершались непрерывно, десятки рейсов во многие города Советского Союза. Была возможность на самолёте долететь до любого района области — функционировали 36 аэропортов и взлётных площадок местных воздушных авиалиний. Пилоты из Забайкалья летали работать в различные советские республики, в Китай, Корею.
В начале 90-х с приходом рыночных взаимоотношений ситуация изменилась, начали расти цены на ГСМ и запасные части, как следствие — увеличилась стоимость авиабилетов, снизились объёмы авиаперевозок, да и в целом воздушного движения. В 1992 году Читинское объединённое авиапредприятие преобразовали в ОАО «ЧитаАвиа», в 2004 году переименовали в ОАО «Аэропорт Чита» (АэроЧита), была приостановлена эксплуатация воздушных судов. Одновременно в 1994 году выполнена реконструкция здания аэровокзала и взлётно-посадочной полосы, благодаря чему Читинскому аэропорту присвоен статус международного.
Собравшиеся в тот день за круглым столом авиаторы рассказали много интересных историй, к сожалению, мы не можем их все опубликовать.
Тарасов Виктор Александрович — начальник наземных служб, в том числе до 1981 года руководил автобазой аэропорта. В гражданскую авиацию пришёл в 1970 году, после окончания Иркутского политехнического института.
— На распределение в институт прибыл начальник автотранспорта Восточно-Сибирского управления гражданской авиации. Ему нужны были специалисты по автомобильной части для авиапредприятий, одно из которых находилось в Забайкалье. Так я оказался в Чите. Командиром авиапредприятия тогда был Артёменко Виктор Михайлович, начальником аэропорта — Сидоров Пётр Потапович. Меня направили работать в службу спецавтотранспорта, проще говоря — автобаза аэропорта, обслуживающая самолёты АН-24, АН-26, ТУ-104. Эксплуатировалось более 20 видов спецмашин, на них работали в четыре смены по 12 человек в каждой — исключительно первоклассные водители. Была ещё колонна легковых и грузовых машин — аэродромных, для перевозки пассажиров и грузов. Со всех районов города у нас люди работали, их возили на служебном транспорте. Из посёлка Аэропорт возили детей в школу и в детский сад в Рудник Кадала, ребятишки называли школьный автобус «Кляча».
Аэропорт работал круглосуточно зимой и летом, аэровокзал всё время гудел от пассажиров, как улей от пчёл. Пассажиров было много ещё и потому, что цена билетов была доступной: 17 рублей до Иркутска, 96 рублей до Москвы, 40 рублей до Томска, до крайней точки Забайкалья Тупик — 7 рублей. Интенсивность полётов была очень высокой: буквально каждые 10 минут взлёт-посадка. Только тяжёлых самолётов более 30 в сутки принимали и отправляли, только на Москву четыре рейса летом и три зимой. В 80-е годы появился собственный парк самолётов. Хорошо помню, что в 1990 году через аэропорт Чита прошло до миллиона пассажиров, более 1,5 тысяч тонн почты, 4 тысяч тонн всевозможных грузов. В сутки расходовали до 500 тонн авиатоплива, а ещё бензин и дизтопливо.
Аэропорт Чита находился в гораздо лучших метеорологических условиях, чем наши соседи с Запада и с Востока. Бывали ситуации, когда Иркутский или Хабаровский аэропорт закрывались по метеоусловиям и все борта к нам отправляли. В такие моменты все рулёжные дорожки, весь перрон был заставлен самолётами. Тогда, конечно, было сложно, но всегда справлялись. Стояла задача — обеспечить регулярность полётов, безопасность, и мы обеспечивали!
При такой напряжённой работе общественная жизнь коллектива и всего посёлка была очень активной. В местном клубе на все праздники проводились мероприятия, на новый год ставили ёлку до самого потолка и веселились, как одна большая семья, до самого утра. Художественная самодеятельность процветала — хор, вокально-инструментальный ансамбль, танцевали, играли на разных музыкальных инструментах. С концертами ездили по области, в конкурсах участвовали.
Сырников Геннадий Иванович — авиадиспетчер, проработал в гражданской авиации 40 лет, из них 37 на управлении воздушным движением. С 1986 по 1998 год работал руководителем полётов аэродрома.
— В конце 80-х нашей смене довелось работать, когда в аэропорту Чита садился Буран — многоразовый орбитальный корабль. Его экипаж отрабатывал заход на посадку в случае аварийной или критической ситуации. Представьте, воздушное судно поднималось на высоту 10 тысяч метров на удалении 28 километров от взлётно-посадочной полосы, наша задача заключалась в том, чтобы в этот момент никого не было на подлёте к аэропорту. Экипаж выполнял заход на посадку на скорости 70 метров в секунду. Все молча, затаив дыхание ждали, было слышно, как бились сердца авиадиспетчеров. Сядет на полосу, техники его осмотрят, и опять просит взлёт. В течение двух дней Буран у нас два курса отработал. А ещё случай в 1981 году произошёл, я тогда совсем молодым специалистом был. Из Москвы в Пхеньян на ИЛ-62 летел Ким Ир Сен, а из Пекина до Новосибирска на Boeing 717 летел Николае Чаушеску, их самолёты расходились между Борзей и Забайкальском. Задача была очень ответственная — обеспечить их пролёт без инцидентов. Я сделал для себя вывод, что авиационный диспетчер — это лицо государственное, потому что ему приходится обеспечивать безопасность первых лиц стран.
Краснощёков Александр Иванович — пилот-инструктор, летал с 1972 по 2021 год.
— На моих глазах происходил расцвет и закат гражданской авиации. Летал на АН-2, АН-28, МИ-8, Сессне, АН-2 модернизированном. Общий налёт — 23 тысячи часов. Приходилось на лес совершать посадку, самолёт АН-2 вдребезги, винт как розочка, крылья загнуло, но все пять человек из тех, кто был на борту, живы и здоровы. Когда сели, я выдохнул и подумал про себя, надо же, какая мягкая посадка получилась. А летели мы на аэрофотосъёмки, высота небольшая 25-70 метров, нисходящий поток и двигатель не вытянул, пришлось падать.
Лашук Юрий Михайлович — пилот, диспетчер службы движения. После окончания Бугурусланского лётного училища гражданской авиации в 1974 году его направили в Читу. Попал в третью эскадрилью, которая специализировалась на лесопатрульных работах.
— Дисциплина была жёсткой, за молодыми лётчиками обязательно в качестве наставников закрепляли опытных пилотов, которые несли ответственность за нас. Я считаю, что у нас в то время лучшая в мире была лесопатрульная организация. Таких лесных пожаров, как сейчас, вообще не допускали, тем более не горели посёлки. В случае угрозы населённому пункту все силы и средства бросали на тушение. В каждом районном центре, начиная с 1 марта и до октября стояли самолёт АН-2 и вертолёт МИ-2 или МИ-8 с экипажами, с помощью которых тушили, патрулировали лес, десантировали парашютистов. Потом успел полетать на АН-24 и поработать авиадиспетчером, в общей сложности 20 лет отработал в Читинском объединённом авиаотряде и дальше бы работал, если бы он не прекратил своё существование. Если сравнивать ситуацию тогда и сейчас, то она отличается как небо от земли. Конечно, необходимо реанимировать министерство гражданской авиации и авиационные предприятия в регионах. Что касается Забайкалья, то это огромная территория и содержать её в порядке без малой авиации, которую мы потеряли, невозможно.
Елена Климова — 10 лет отработала в Аэрофлоте, из них 6 бортпроводницей.
— Летала на самолётах АН-24 и ТУ-154, аварийных ситуаций не было. Самые приятные воспоминания остались от этого периода моей жизни. Хочу выразить благодарность сотрудникам библиотеки №23 за то, что собирают работников авиапредприятия вместе, им действительно есть, что рассказать.
В преддверии праздника к своим коллегам, действующим и бывшим работникам предприятия обратился начальник Читинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» Соколов Алексей Владимирович:
— 9 февраля 1923 года в СССР был совершён первый авиационный пассажирский рейс. С этой даты берёт отсчёт наша отечественная гражданская авиация. Её развитие, становление и расцвет стали возможны благодаря многим факторам. Это и разработка новых материалов, которые используются в производстве авиационной техники, и достижения науки в различных областях от аэродинамики до радиотехники, и непрерывная работа, направленная на повышение безопасности, регулярности и комфорта пассажирских перевозок.
И всё же самыми главными в авиации были и остаются люди. Лётчики и конструкторы, инженеры и бортпроводники, техники и диспетчеры, преподаватели и работники аэродромных служб. Это они, настоящие энтузиасты своего дела, влюблённые в небо, осваивали первую авиационную технику во время становления гражданской авиации, работали, не зная усталости, порою на пределе человеческих возможностей, в годы Великой Отечественной войны, осваивали необъятные просторы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в послевоенные годы. Очень часто и не без основания их называют «романтиками». Но всегда главными для этих людей были два неразрывных качества: высокий профессионализм и ответственность за человеческие жизни.
К сожалению, последние несколько лет гражданская авиация России в силу причин, вызванных пандемией COVID-19 и международными санкциями в отношении нашего государства, переживает не лучшие времена. Несмотря на это Читинский центр обслуживания воздушного движения продолжает предоставлять пользователям воздушного пространства услуги по аэронавигационному обслуживанию в полном объёме. Я верю, что трудное время пройдёт и мы обязательно вернёмся в стадию бурного развития и процветания авиационной отрасли!
Коллеги, друзья! От имени руководства Читинского центра ОВД, от имени руководства филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» поздравляю вас всех с юбилеем — 100-летием отечественной гражданской авиации! Желаю всем отменного сибирского здоровья, успехов и высоких достижений в работе, счастья и любви в семьях, достойной заработной платы за ваш труд и понимание того, что все мы являемся одной семьёй — имя которой — Авиаторы!
Все материалы рубрики «Темы»
Подготовил
Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№6 (1750) // 08.02.2023 г.
Очень интересно. Спасибо Елене Александорне и Анне Владимировне за такой обьемный материал и что хранят традиции и чтут память.
Очень надеюсь что в скором будушем Аэропорт -Чита,заработает как в давние -лучшие времена!!!