В одном дереве примерно 12 тысяч листов бумаги формата А4. За свою жизнь человек исписывает до нескольких тонн разнообразных писчих поверхностей. Письма, дипломы, доносы, заявления, записки, расписки и прочие списки – всё это бумагомарательство в крупных масштабах. А уж если выводящие свои каракули люди ещё и безграмотные, то пиши пропало: бумаги под их «творчество» уйдёт в два, а то и в три раза больше.
Я за собой часто замечаю склонность к накопительству. Вместо того, чтобы выбросить ненужную вещь, я оставляю её «на всякий пожарный». И вот пришлось мне на днях разгрести всё то, что я когда-то оставила от моей школьной жизни на «светлое будущее». Наследство оказалось немаленьким: пять больших пакетов с тетрадками и разными черновиками, ещё три с учебниками и все эти остатки от старших классов с их пробниками по ГИА и ЕГЭ и типовыми задачниками. А ведь для изготовления 30 тысяч ученических тетрадей нужно порядка 17 деревьев. Это же целая аллея!
На самом деле убийством лесов мы, обычные обыватели, занимаемся с раннего детства, когда, ещё будучи малышами, рисуем картинки на принтерных листах или стараемся не выйти за чёрные границы раскрасок, купленных родителями. И чем старше становится ребёнок, тем больше бумаги уходит на его нужды.
И я сейчас говорю не столько про тетрадки, альбомы, да книжки, сколько про справки, талоны да договоры. Идём мы с вами, например, к врачу. Записались через Интернет: +1 к сохранности лесов. Взяли в регистратуре карточку (сантиметра в три-четыре толщиной): –3 к сохранности лесов. Пришли в кабинет, получили от терапевта направление к другому врачу. Написано на очередном белоснежном листке? Ещё –3 к сохранности забайкальской тайги. Пришли на приём к следующему лекарю, получили от него рецепт на лекарство. Очередные –3 очка. А ещё больничный надо получить (не все используют электронные), справку о выписке. А если медпомощь платная, то требуется подписать договор на оказание услуг – минимум на двух листах без учёта копий. Хорошо, если посещение медучреждения будет разовой акцией. Но обычно это не так. А с другой стороны, и поликлинике, и больнице нужно кучу разных бумажек на наше лечение оформить. Ведь не так давно начали пользоваться электроникой, и все данные в муниципальных учреждениях предпочитают копировать на бумажные носители и хранить где-нибудь в недоступном для влаги месте. И невдомёк тем, кто требует на каждую справку по 50 копий других справок, что по прошествии определённого срока эти бывшие деревья всем скопом отправятся на свалку.
То же самое касается не только медучреждений, но и школ, вузов, полицейских участков и других различных властных организаций. Круговорот бумаг от учеников к учителям и от педагогов в министерства, от потерпевших к полицейским и от правоохранителей к высшим инстанциям не прекращается ни на минуту. Каждый день от одной организации в другую и обратно отправляются тонны исписанных, переплетённых бумаг, которые потом бережно или не очень хранятся в архивах и ждут своего звёздного часа, авось и они когда-нибудь кому-то пригодятся. И в итоге получается, что вместо лечения, учения и охраны порядка, врачи, преподаватели и полицейские пишут отчёты, отписки, записки, которые мёртвым грузом занимают шкафчики, полочки и даже целые комнаты.
И просто так отказаться от этой бумагомарательной привычки ох как непросто. Хотя бы потому, что электронные носители не столь надёжны, как принято о них думать, чтобы становится единственным носителем хранения информации. Как не надёжна и человеческая память, чтобы полагаться только на неё. Совсем перестать писать в тетрадках, печатать документы и различные договоры, конечно, нельзя. Но ведь отказаться от необоснованных требований никому ненужных копий, подтверждений, заверений, перепечаток и распечаток, чтобы сохранить хотя бы одно дерево – в наших силах.
Все материалы рубрики "Задело"
Ирина Комогорцева
«Читинское обозрение»
17.12.2018 г.
0 комментариев