Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Своими сердцами зажгли огни магистрали
Своими сердцами зажгли огни магистрали


БАМ… Дорога, пересекающая непроходимую тайгу, величественные горные хребты и широкие реки. Одна из самых масштабных строек в СССР. Яркая страница в истории нашей страны и в судьбах многих людей. Тех, кто своими сердцами зажёг огни этой магистрали.

Двенадцатого сентября в краевой филармонии ветеранам БАМа были вручены медали в честь пятидесятилетия начала строительства магистрали.

Они были молоды, полны романтики и стремления проявить себя. Когда в апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, от желающих принять в ней участие не было отбоя. Множество молодых людей — инженеров, рабочих, новаторов — отправилось тогда на восток страны, чтобы осуществить этот амбициозный проект. В условиях сурового климата, удалённости от крупных населённых пунктов и ограниченных ресурсов им предстояло проложить более четырёх тысяч километров железнодорожных путей.

Свой привычный образ жизни они поменяли на работу в непроходимых лесах, на заболоченных участках и вдоль труднопроходимых рек.

Первого октября 1984 года состоялась торжественная церемония, ставшая событием века, — в этот день было уложено «золотое звено» Байкало-Амурской магистрали. Состоялась стыковка западной и восточной веток БАМа — дороги, которая пересекла всю Восточную Сибирь и Дальний Восток.

Одним из самых грандиозных и мужественных проектов в истории советской инженерии назвал строительство Байкало-Амурской магистрали губернатор региона Александр Осипов, который вручал медали ветеранам.

— Думаю, это великое счастье для каждого из вас, что судьба подарила вам возможность принять участие в самой, пожалуй, масштабной стройке Советского Союза — и с точки зрения экономики, и с позиций укрепления мощи нашей державы. Невозможно переоценить роль железных дорог и в развитии Забайкальского края. От лица всех наших земляков благодарю вас за это великое дело. Хотелось бы, чтобы вы почаще встречались с молодёжью, рассказывали подрастающему поколению о том легендарном времени, с которым связан важнейший проект великой страны. И никогда не забывайте слов известной песни: «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Нотку задора и непринуждённости внесли в торжественную церемонию молодые люди из творческих коллективов, которые исполнили задушевные песни и даже потанцевали с ветеранами.

В церемонии вручения памятных медалей принял участие и заместитель председателя правительства Забайкальского края, министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Алексей Гончаров:

— Полвека назад тысячи людей разного возраста отправились на величайшую стройку нашей страны. Тысячи романтиков — целеустремлённых, энергичных, готовых работать в сложнейших условиях на благо своей страны. Без вас бы этого не случилось, и, поверьте, на этом ваша работа не закончена, потому что все мы смотрим на вас и ставим перед собой новые цели. Хотелось бы пожелать вам здоровья и уверенности в завтрашнем дне. Ну а мы своей работой постараемся этой уверенности добавить.

Здесь мы на верность любовь испытали

Многие наши отважные соотечественники ехали на БАМ не одни, поэтому очень символично, что в Год семьи в первую очередь чествовали тех, кто вместе с железной дорогой смог построить или сохранить крепкую и дружную семью. Так, в этот день юбилейную медаль «50 лет БАМу» и благодарность губернатора вручили Александру Владимировичу и Татьяне Александровне Лоншаковым, которые в октябре далёкого 1982-го по приглашению отправились на эту грандиозную стройку.

— Для многих приехавших туда настоящим испытанием стали суровые зимние морозы, нелёгкие условия быта, тяжёлая работа, — рассказывает Татьяна Александровна. — В нашей семье на тот момент уже было двое детишек-школьников, и нам тоже пришлось приспосабливаться ко многим трудностям. Но, несмотря на это, с этим периодом у нас связаны самые тёплые воспоминания. Почему-то там казалось всё удивительно просто. Быть может потому, что люди были очень добрые и душевные. Со многими из них нас до сих пор связывает крепкая дружба. Помнится, за окном чуть ли не минус шестьдесят, детей укутаешь потеплее, отправишь в школу, сам — на работу. Сейчас понимаешь, что душевной теплоты тогда гораздо больше было.

Действительно, очень часто говорится о той искренней дружбе и солидарности, которые возникали между людьми, приехавшими на эту великую стройку. Они не только строили дорогу, но и создавали новые сообщества, воспитывали дух взаимопомощи и единства. Этот период запомнился не только грандиозными сооружениями, но и человеческими судьбами, историями мужества и бесстрашия, любви и преданности.

Вглядеться в старые снимки

С самого начала момента своего строительства БАМ стал не только важнейшей стройкой, но и настоящей живой лабораторией для многих творческих людей, в том числе и фотографов. Они запечатлевали и красоту природы в районах, через которые проходит магистраль, и жизнь людей. Рабочие, строители, местные жители — все они стали героями снимков, рассказывающих о ежедневных трудностях и радостях, о трудовых подвигах и дружбе, возникающей в экстремальных условиях. Фотографии, сделанные на БАМе, вдохновляют многих путешественников и исследователей, желающих узнать больше о загадочном и красивом крае, где природа и человеческий труд переплетаются в гармоничное целое.

В рамках мероприятия юбилейные медали были вручены и легендарным нашим землякам-фотографам — Фёдору Машечко и Евгению Епанчинцеву. Именно они сумели сохранить для нас и будущих поколений память о том, как строилась и развивалась эта грандиозная магистраль, как изменялась там жизнь людей и природы. Их труд — это не просто искусство, но и важный вклад в историю, которую следует помнить и передавать. Им также приходилось работать в суровых бамовских условиях, но теперь, спустя полвека, все понимают, что это того стоило.

— На самом деле, условия были для всех одинаковыми — приходилось и ночевать в сараях, и спать чуть ли не стоя. Да и журналистов бамовские рабочие не всегда встречали с оптимизмом. Представьте себе, молодые девушки, работающие на спилке деревьев. Им же перед съёмкой себя в порядок привести хочется, а тут уставший вид, мозоли на всю ладонь. Зачастую не хотели фотографироваться, стеснялись, — рассказывает Фёдор Машечко.

Как это часто бывает, спустя годы после съёмки смотреть на свои фотографии приятно. Вот и бамовцы с любопытством вглядываются в старые снимки, на которых запечатлены люди с неподдельными чувствами счастья и гордости на лицах.

Прошло время. И даже полвека спустя мы смело можем назвать БАМ стройкой веков. Пускай злопыхатели в разное время пытались доказать нерентабельность проекта, называя его памятником советской гигантомании и «дорогой в никуда», время доказало востребованность Байкало-Амурской магистрали. Сегодня БАМ переживает возрождение. Это не только важный транспортный коридор, соединяющий восточные и западные регионы России, но и символ мужества, патриотизма и стойкости людей, которые своими сердцами зажгли огни этой магистрали.

Все материалы рубрики «Страницы истории»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№38 (1834) // 18.09.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net