Главная / Авторы / Николай Епишкин / Не оранжево, а фиолетово!
Не оранжево, а фиолетово!
До второй половины XVIII века русские различали только красный, жёлтый, зелёный, синий цвета


Кто же у нас не знает подсказку для запоминания последовательности цветов видимого людьми спектра? Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Но этот мнемонический приём придуман сравнительно поздно.

До второй половины XVIII века русские различали только красный, жёлтый, зелёный, синий (голубой), да и то не очень чётко. Как видим, недостаёт двух цветов – оранжевого и фиолетового.

Они заимствованы из французского и немецкого языков во второй половине XVIII в. И обыватель тех времён мог бы спокойно, представим, проигнорировать знаменитую «Оранжевую песню» Ирмы Сохадзе: «Тут явился к нам домой Очень взрослый дядя, Покачал он головой, На рисунок глядя. И сказал мне – ерунда, Не бывает никогда Оранжевое небо, Оранжевое море, Оранжевая зелень, Оранжевый верблюд. Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжево поют». Прилагательное оранжевый не очень вкусно выглядит на взгляд и аппетит россиянина XXI века, если не знать, что оно означает «апельсиновый», отсюда оранжерея первоначально означала место для выращивания апельсинов и других теплолюбивых фруктов. Оранж (orange) по-французски тот же апельсин.

Глаз человека видит – и очень жаль – весьма малую часть светового излучения, те волны, которые он не видит, называются инфракрасными и ультрафиолетовыми волнами спектра. Походя позавидуем пчёлам – видят в ультрафиолете и змеям – в инфракрасном спектре. Существенно ли важно для обычной жизни то, что мы не видим за оранжевым и фиолетовым. Да нет же!

Сравнительно недавно появилось новое значение слов фиолетовый, фиолетово, сначала в речи молодёжи, а затем и широком употреблении: равнодушный, безразличный, равнодушно, безразлично к кому-л., чему-л., часто с оттенком неодобрения. Незримое (непонятное) вызывает некоторое отторжение. Усилителем этого неодобрения служит междометие фи, выражающее презрение, неодобрение. Всем известна пустая легкомысленная женщина, девушка, думающая только о нарядах и развлечениях, – фифа, фифочка, слово образовано удвоением от этого междометия в институтском и пансионском жаргоне. Был даже глагол фификать – выражать неодобрение.

Почему же «красный» на другой стороне видимого спектра не мог выполнить ту же роль? Со словом «красный» связаны политические ассоциации, этому мешающие. Правда, вместо «фиолетово» я встречал ещё «мне оранжево», но очень редко, и оно, вероятно, не приживётся в языке.

все материалы рубрики "Темы"
 

Николай Епишкин,
лексикограф

«Читинское обозрение»
№7 (1595) // 12.02.2020 г. 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net